Липатова Елена Николаевна
Развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения
«Развитие выразительности речи младших школьников
на уроках литературного чтения»
Статья
Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы вызвать у детей, пришедших в школу, внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения, нацелить их на постоянное совершенствование своей речи, обращать внимание на тон высказывания, темп, громкость речи, логическое ударение, жесты, мимику. Учителю нужно так построить урок, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы.
Публикация «Развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Выразительность речи имеет большое значение в общей системе развития детей. Большую роль играют уроки литературного чтения, которые способствуют усвоению школьниками литературного языка.
Сформировать выразительность речи у детей – это одна из задач обучения в начальной школе. По мнению многих учителей-практиков, выразительное чтение является обязательным компонентом уроков литературного чтения и в процессе развития речи интонационная работа имеет огромное значение. Если правильно организовать процесс обучения, то речь воспитанников становится живой, непринужденной, у учащихся возникает желание к совершенствованию собственной речи, и данные навыки переносятся на чтение художественных произведений.
Наша повседневность позволяет говорить о том, что речь, ее особенности, свойства могут воздействовать на чувства людей, вызывать интерес к сказанному, будить воображение, удерживать внимание и стимулировать последующее общение. Данные свойства речи и принято называть выразительными. Выразительность представляет собой живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
В процессе работы по развитию выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения используют различные методы и приемы, основной целью которых является овладение интонационно правильной речью, творческая подача связного текста, работа над восприятием целого текста – его образов, сюжета, идеи; осмысление логического содержания художественного произведения.
Методы для развития выразительности речи :
1) метод творческого чтения, который наиболее характерен для литературного чтения как учебного предмета. Данному методу свойственны такие приемы, как:
- чтением педагогом художественного текста с комментариями;
- беседа;
-постановка на уроке литературного чтения проблемы, которая вытекает из прочитанного и углубляет художественное восприятие обучающихся;
- творческие задания по наблюдениям учащихся либо по тексту произведения.
2) метод объяснительного чтения, который был разработан К. Д. Ушинским. Его требование: чтобы дети при чтении не просто поняли, но и почувствовали произведение. Объяснительное чтение помогает уяснить смысл как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения младшие школьники получают новые общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление;
3) метод воспитательного чтения. Сторонники данного метода справедливо предполагали, что даже плохо читающий обучающийся в состоянии слушать и сопереживать «живому» чтению педагога. Урок литературного чтения по методу воспитательного чтения начинается с чтения произведения педагогом, после этого дети имеют возможность наметить план рассказа. Затем организуется урок-беседа, где педагог и обучающиеся делятся впечатлениями о прочитанном;
4) метод литературно-художественного чтения, направленный на формирование эстетического вкуса младших школьников, активизации интереса к литературному чтению, как искусству слова.
5) метод показа, основная цель которого заключается не в том, чтобы навязать школьнику готовую интонацию, а в том, чтобы сформировать в их воображении живые картины, возбудить их чувства;
Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения включает следующие этапы:
Первый этап, представляющий собой подготовку слушателей к восприятию произведения, называемую вводным занятием. Готовясь к выразительному чтению, педагог пытается как можно глубже и яснее представить изображаемые события. Именно данный этап направлен на то, чтобы заинтересовать читателя в тексте.
Второй этап – первое знакомство с произведением, которое в начальной школе чаще всего реализуется способом выразительного чтения произведения педагогом. В классе педагог предлагает учащимся закрыть учебники и внимательно послушать его. Дети слушают с закрытыми глазами для того, чтобы не рассеивалось внимание. Если у учеников будут открыты учебники, то у них возникнет желание проверять чтеца по тексту, а это рассеивает их внимание. На данном этапе необходимо преподнести текст так, чтобы ученики осознали идею произведения и прочувствовали его.
Третий этап представляет собой разбор, анализ произведения. Ход творческого анализа должен быть естественным, как ряд ответов на вопросы, которые появляются по мере того, как происходит осознание произведения.
На первоначальной стадии обучения чтению показ является самым эффективным методом работы. Показ опирается на образцовое чтение педагога. Метод показа реализуется в различных формах. Б. А. Буяльским выделены следующие формы:
- образцовое чтение педагога позволяет детям установить темп, ритм, мелодику чтения, сформировать представление о том, с каким настроении ем читается произведение;
- повторное декламирование педагогом отдельных звеньев в процессе обучения, это позволяет сформировать у школьников представления о том, какую эмоциональную окраску имеет произведение;
- слушание аудиозаписи с образцовым исполнением мастера художественного слова, подражая его интонации, демонстрирующей конкретные чувства, ученик начинает испытывать данные чувства и посредством эмоциональных переживаний осмысляет произведение;
- показательные чтения лучших учащихся, а ученики класса обсуждают удачи и промахи в их чтении. При этом не следует забывать, что стиль данного обучения должен быть деловым и доброжелательным.
Какие бы приемы не использовал педагог на уроке литературного чтения при развитии выразительности речи, он пользуется методом беседы, не забывая о том, что она должна быть живой, эмоциональной и непринужденной. В такой беседе вопросы задает не только учитель, но и обучающиеся, а отвечают не только школьники, но и педагог. Своими вопросами он реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли в этом месте пауза? Какая? Какое слово в данной фразе следует выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает данная фраза? Почему?». Конечно, учитель использует беседу не только в случаях, когда дети допускают в чтении ошибки. К беседе, которая связана с обучением выразительному чтению, он может переходить сразу после образцового чтения текста.
Большое значение в развитии выразительности речи младших школьников имеет работа со скороговорками, способствующая выработке чистоты звуков, интонации.
Также, развивая выразительность речи младших школьников, на уроках литературного чтения можно работать над пословицами и поговорками. У учащихся формируется умение выразительно читать пословицу, заучивать ее, объяснять смысл и воспроизводить ту ситуацию, при которой уместно использовать пословицу.
Знакомясь с колыбельными, основное предназначение которых успокоить ребенка, протянуть ниточку любви, которая связывает мать и ребенка, следует исполнять их негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, однако в голосе должна слышаться доброта. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы интонация у детей при чтении колыбельных была успокаивающей, убаюкивающей.
Знакомясь с потешками, учитель должен развеселить детей, научить их весело говорить, весело давать нравственный урок. Очень важно добиваться от младших школьников того, чтобы потешки в их исполнении звучали весело. Прибаутки высмеивают плохую черту характера либо показывают остроумие героя. Поэтому, читая прибаутки, дети должны передать живую, разговорную речь, характер героя.
При чтении небылиц, ребенок должен учиться различать реальность и фантазию, выделять слова, которые обозначают небывалое действие. Дети должны читать небылицы весело, с юмором. Загадки также используются в курсе литературного чтения в начальной школе, поэтому для развития выразительности речи детей необходимо читать их ритмично, подчеркивать рифму. Считалки должны исполняться с подчеркиванием ритма счета, весело. Необходимо с помощью логического ударения выделять слова, которые указывают на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и т. д.
Развивать выразительность речи можно в процессе знакомства со сказками. Для этого следует учитывать следующие особенности:
- сказку нужно читать в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы учащиеся смогли уловить ее смысл;
- присказка должны читаться живо, заинтересованно, для того чтобы заинтересовать детей, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости;
- в зачине и тех местах, где имеются чудесные действия, события, превращения, необходимо соблюдать тон таинственности;
- голос должен звучать приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых рассказывается о необычайных приключениях героев;
- положительные герои требуют теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации;
- если главный герой страдает, обижен, то голос должен звучать сочувственно;
- отрицательному герою должна соответствовать сухая, неприязненная интонация, которая передает осуждение, недовольство, возмущение;
- после окончания чтения должна быть сделана длинная пауза, которая помогает детям осознать и подготовиться к обсуждению сказки [10, с. 226].
При чтении басен также происходит развитие выразительности речи, для этого необходимо:
- при исполнении басен использовать естественный, близкий к разговорной речи тон;
- чтецу непосредственно обращаться к слушателям, сообщать о событиях, которые как будто бы действительно имели место быть;
- обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз, если басня имеет стихотворную форму;
- учитель, читая басню детям, должен ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором [1, с. 316].
В начальной школе дети знакомятся с былинами, которые также способствуют развитию выразительности. Рассмотрим правила чтения былин :
- чтение былин должно осуществляться на ритмико-мелодической основе;
- голосом нужно подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией необходимо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря;
- в бытовых сценах величавый тон можно заменять интонациями живой разговорной речи;
- при чтении нужно выделять голосом образные слова и выражения : повторы, сравнения и т. д., на них необходимо делать акцент;
- былину нужно читать мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.
Поскольку у каждого ученика разная речевая подготовка, то работу над выразительностью речи следует осуществлять, начиная с первого класса, с первых уроков, с упражнений в произношении звуков. Необходимо, чтобы учитель на уроках литературного чтения помог обучающимся выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ученика было выразительным.
Таким образом, мы приходим к выводу: эффективность формирования выразительности речи младших школьников может быть достигнута в процессе систематической, поэтапной работы, начиная с первого дня обучения в начальной школе.
Липатова Елена Николаевна, учитель начальных классов