Светлана Шухардина
Развитие технической речи у учащихся начальных классов на уроках технологии
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта практического педагога)
В современных образовательных программах для начальной школы значительное место отводится развитию речи учащихся. Разработчики нормативно-правовых актов признают, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое в школе развитию речи, именно в школьные годы ее развитие часто тормозится. Авторы выделяют основную причину такого положения - отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме, а также преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции - при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.
Публикация «Развитие технической речи у учащихся начальных классов на уроках технологии» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
Авторы уверены в необходимости организации совместной деятельности учащихся, в которой появится возможность описания, объяснения учеником содержания совершаемых действий по планированию, контролю, оценке в предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий [1].
Это определило необходимость выделить в содержании примерной программы по технологии задачи формирования технической речи. Речевая деятельность на уроках технологии отличается использованием технических терминов из политехнического словаря. Уровень его сформированности определяет характер познавательной деятельности школьника на уроках технологии, возможность владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т. п.
Политехнический словарь на уроках технологии учащиеся используют в процессе рассуждений о различных технологических процессах, планировании, анализе учебной задачи, оценке результатов труда и т. д. Как показывает практика, дети допускают ошибки, называя инструменты и приспособления, материалы, трудовые действия и операции, допускают ошибки в постановке ударений, изменении слов по падежам. Не секрет, что такие же ошибки в речи делают и учителя. К примеру, наиболее часто встречаемая ошибка в названии действий по обработке бумаги, ткани – «стричь» (вместо «резать», в названии инструмента «ножницы» – в творительном падеже с ударением на предпоследний слог (вместо первого слога, в названии соединительного материала – «нить» (вместо «нитка») и др.
Работа по формированию политехнического словаря – кропотливый, ежедневный труд учителя и учеников. Говорят: «Капля точит камень» - так и в данном случае, на каждом уроке учитель знакомит с новым термином, закрепляет ранее полученные знания в практической деятельности. Политехнический словарь можно пополнять на разных этапах урока технологии : в организационной части - в процессе анализа образца (четкое и правильное называние всех необходимых признаков объекта, в процессе первичного инструктажа (четкое и правильное называние трудовых операций, движений и действий, в процессе освоения искусственных языков (чтение схем, рисунков, чертежей, графических обозначений, в процессе планирования (четкое и правильное называние основных этапов деятельности по изготовлению изделия, в процессе формулирования требований дизайн-спецификации изделия, а так же в практической части урока – в процессе пояснений, оценки деятельности, анализа деятельности, подведении итогов деятельности.
Наиболее эффективным средством формирования политехнического словаря, на наш взгляд, является метод моделирования. Модель позволяет усваивать учебный материал на наглядно-чувственном уровне. Для учащихся начальных классов такой способ представления учебного материала позволяет усваивать его более осознанно, а значит прочно и навсегда.
Идея обучения моделирующим действиям в начальных классах нашла отражение и в разработке методологических основ Фундаментального ядра общего образования. Однако, применительно к дисциплине «технология» эта идея пока, на наш взгляд, остается не разработанной.
Проблема использования моделирования в обучении была поставлена и достаточно разработана во многих исследованиях, проведенных в русле теории учебной деятельности под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова [3]. Большая роль наглядного моделирования в обучении детей отводится в исследованиях П. Я. Гальперина (1969, Н. Ф. Талызиной (1975, Н. Г. Салминой (1975, Л. Ф. Обуховой (1966, 1972, 1981) и др. В работах, выполненных под руководством авторов, наглядные модели выступают в качестве одного из главных средств поэтапного формирования умственных действий.
Многолетний опыт использования наглядных моделей в обучении детей технологии показал, что формирование политехнического словаря наиболее эффективно осуществляется на примере использования инструкционных карт, схем и рисунков, моделей «Анализ образца», «Твое рабочее место», «Политехнический словарь». Рассмотрим более подробно использование в обучении наглядных моделей.
Модель «Политехнический словарь» представляет собой ленту терминов к уроку [2]. Лента разделена на группы «Материалы», «Инструменты», «Трудовые операции». В период обучения чтению ленту заполняют карточками с изображенными на них предметами и средствами труда, которые используют на уроке. Когда дети освоят технику чтения схематические карточки заменяют на знаковые, т. е. буквенные. Кроме того, группу «Инструменты» делят на подгуппы:– «Разметочные инструменты», «Обработочные инструменты», «Монтажные инструменты», группу «Материалы» делят на подгруппы: «Расходные материалы», «Соединительные материалы».
Ленту терминов к уроку заполняют учащиеся в процессе анализа образца, планирования или инструктажа. Учитель может использовать эту же ленту в процессе оценки знаний учеников, как средство организации дидактической игры и закрепления знаний и др. [2].
Алгоритм анализа образца для учащихся 1 класса можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов выполненных в виде рисунка, схемы) «Анализ образца», состоящей из восьми и более знаков и содержащих необходимую информацию о предмете. Например:
1. знак «Что это?» - требуется правильно назвать рассматриваемый предмет;
2. знак «Цвет» - требуется точно назвать цвет (его оттенки) изделия или его деталей;
3. знак «Материалы» - требуется правильно назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;
4. знак «Количество» - требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или количество деталей по другим признакам (цвет, форма);
5. знак «Форма» - требуется назвать форму изделия и его деталей;
6. знак «Размер» - требуется назвать размер изделия и его деталей;
7. знак «Объем» - требуется назвать плоское или объемное изделие;
8. знак «Применение» - требуется назвать, где применяется изделие.
В процессе обучения анализу образца модель алгоритма постепенно дополняют новыми знаками, обозначающими признаки : способы соединения, соединительные материалы, способы отделки и др. Во втором классе, когда знаковая информация становится доступной для ребенка, Иконическая (схематическая) модель должна быть преобразована в знаковую (буквенную). Поскольку, во 2 классе многие дети уже умеют хорошо действовать по алгоритму, модель служит только в качестве опорной схемы для правильного исследования и выделения признаков образца изделия.
Эффективное влияние на формирование политехнического словаря оказывает использование наглядной модели «Твое рабочее место». Методика работы с данной моделью проста. Использование в модели изображений реальных предметов в виде ярких рисунков (для детей 6-7 лет) или в виде геометрических фигур (для детей 8-10 лет) делает доступным восприятие этой модели для разных возрастных групп. В процессе организации рабочего места ученики на каждом уроке закрепляют правильное название всех используемых на уроке предметов и средств труда.
Развитие речи с использованием наглядных моделей на уроках технологии должно иметь стройную, теоретически обоснованную систему. Поэтому, в соответствии современным требованиям к обучению учащихся начальных классов технологии, есть необходимость в обобщении и распространении опыта использования метода моделирования передовых учителей и ученых.
Список литературы.
1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2008.
2. Шухардина, С. Б. Оценка знаний и умений у учащихся начальных классов по технологии. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2010.
3. Эльконин, Д. Б, Давыдов, В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. - М. : Просвещение, 1966.