Папки-передвижки

Урок литературного чтения в 3 классе В. Пантелеев «Честное слово»

Баранцева Наталья Степановна
Урок литературного чтения в 3 классе В. Пантелеев «Честное слово»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»

: «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль». Как вы понимаете эти слова? (высказывания учащихся) Дома вы прочитали рассказ писателя, но вам, конечно, хочется узнать и об авторе

Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе В, Пантелеев „Честное слово“» размещена в разделах

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать умения определять внутренний мир героя, учить групповой работе.

Тип урока Урок «открытия» нового знания.

Планируемые

образовательные

результаты Предметные: научится объяснять название рассказа; определять мотивы поведения героев произведения; высказывать свое мнение; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные –договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: соблюдать основные моральные нормы, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

Презентация; карточки с частями пословиц, карточки –характеристики, конверты со смайликами, звёздочки – баллы.

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие

и развивающие

компоненты, задания

и упражнения Деятельность

учителя Деятельность

учащихся Универсальные

учебные действия Форма контроля

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Здравствуйте, ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у вас!

Назовите качества ученика, которыми. думаю я, вы обладаете. Начальные буквы этих слов записаны на доске :

А- ктивные

В- нимательные, вежливые

Л- юбознательные

О- рганизованные

Сообщают о готовности к уроку Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные:самостоятельно организовывают свое рабочее место Устный

опрос

II.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои).

Учитель читает эпиграф.

Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство….

А. С. пушкин

– Чем же эти ова могут стать для нас?

– К этим словам мы вернёмся в конце урока.

Дома вы читали 1и 2 главы рассказа «Честное слово».

– Кто автор (Л. Пантелеева)

– Сейчас мы познпкомимся с биографией автора. С. №1,2,3

–Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987 гг.). Родился в Петербурге, в семье военного. В годы Гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Благодаря этим качествам книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл «Рассказы о подвиге».

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Республика Шкид» и др.)

– Прочитайте тему урока. С. №4

Определите цели урока, используя опорные слова С. № 5:

• Мы продолжим знакомиться с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую

и эмоциональную направленность текста Познавательные:ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; быстро отыскивают выделенный фрагмент текста, работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные:определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний Устные ответы

III.Проверка домашнее

го задания Словарная работа.

Есть ли в тексте для вас непонятные слова? С. №6

СТОРОЖКА – помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.

МАЙОР – офицерское звание.

СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.

– От чьего лица ведётся повествование?

- Где происходили действия? (в городском саду)

- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся).

– Что жеслучилось в городском саду?

– Почему же мальчик не покинул пост?

(Он не ушел, по тому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)

– Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? (Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие

ребята про него забыли: «Я думаю,

они ушли». «Забыли».)

– Что он чувствовал, когда на улице стемнело? (Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)

– Что вы можете сказать о рассказчике? Является ли он участником событий? О каких его человеческих качествах можно догадаться по тексту?

– Какие чувства вызвал у рассказчика поступок старших ребят? Как об этом можно догадаться?

– Представьте себя на месте мальчика. Как бы вы поступили в этой ситуации?

– Чем же закончится эта история, как вы думаете? Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвеча ют развернуто, используя элементы пересказа Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные:участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Выборочное чтение.

Устные ответы

IV.Изучение

нового материала и его закрепление.

Чтение текста. Выполнение творческих заданий. Чтение текста поцепочки. Беседа по тексту. Определение смыслов

в тексте. Организация коллективной дискуссии. Организаци групповой работы. Работа с иллюстрацией, пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста.

– Прочитайте по цепочке 3-ю часть произведения.

- Как меняется настроение главного героя?

– Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера.

И в данном случае не важно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьезно, с уважением.)

– На ст. 172 (верхняя строчка) стоит многоточие, почему автор пользуется этим знаком препинания?

(рассказчик раздумывает над судьбой героя).

Поработаем с вопросами №7,8 из учебника.

– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Найдите слова в которых выражена главная мысль текста? («Мальчик, у которого такая сильная воля

и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек».)

- Охарактеризуйте мальчика, какой он?

Смелый

Стойкий

Серьёзный

Мужественный

Ответственный

Честный

– Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (Это качества человека.)

Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

А сейчас поработаем в группах. С. №7,8,9,10

Задание №1

Определите командира в своей группе.

Задание№2

Командиров прошу выбрать иллюстрацию по рассказу для работы.

Участники групп определяют к какой части рассказа относится их картинка. Под каким номерам они будут отвечать.

Дают название части.

Задание№3 Готовят пересказ.

Участники группы могут дополнять выступающего лидера.

Далее идёт оценивание работы группы и их участников.

Учитель возвращает внимание учеников к эпиграфу.

Могут ли эти строчки стать вашим жизненным девизом?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят

самооценку, рефлексию Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.

Коммуникативные:выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Чтение по цепочки.

Выборочное чтение.

Устные ответы.

Пересказ.

Работа в группах.

V.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения Что вам понравилось в этом рассказе?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

– Как мальчик понимал, что такое честное слово?

– Давали ли вы когда-нибудь честное слово?

– А как его выполняли?

– Тяжело ли держать честное слово?

– Какой внутренний мир у мальчика из рассказа Л. Пантелеева? (Это мальчик стойкий и мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.)

– Хотели бы вы иметь такого друга?

С. №11

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Подсчитываем звёздочки.

Выставляем себе отметку. С. №12

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят

самооценку, рефлексию. Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.

Коммуникативные:выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Оценивание работы обучающихся

на уроке

VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рекомендации к выполнению домашнего задания Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задании

(дифференцированное) .

С. № 13

1)Подготовить творческий пересказ от лица героя произведения – мальчика.

2) Написать этому мальчику письмо.

3)Нарисовать иллюстрацию понравившегося эпизода.

Публикации по теме:

Урок литературного чтения в 4 классе «Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» Предмет Литературное чтение Класс 4 «А» Дата 07.11.2018 Уровень Школьный. Тема Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид.», «Как неожиданно.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Презентация «Творчество Л. Н. Толстого» для уроков литературного чтения в 1 классе Презентация о творчестве русского писателя Л. Н. Толстого. Автор презентации: Пестерева Л. Л. учитель начальных классов. Слай 1. Настройся.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе «Что любит Мишка?» Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Что любит Мишка?» Цель: углубление знаний учащихся по теме Задачи урока: 1) Предметные: - развивать способность.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 3 классе В. Пантелеев «Честное слово»
Опубликовано: 30 июля 2019 в 08:54
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 3 классе В. Пантелеев «Честное слово»» (включая файлы) размещена пользователем Баранцева Наталья Степановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД