Баранцева Наталья Степановна
Урок литературного чтения в 3 классе В. Пантелеев «Честное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»
: «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль». Как вы понимаете эти слова? (высказывания учащихся) Дома вы прочитали рассказ писателя, но вам, конечно, хочется узнать и об авторе
Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе В, Пантелеев „Честное слово“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать умения определять внутренний мир героя, учить групповой работе.
Тип урока Урок «открытия» нового знания.
Планируемые
образовательные
результаты Предметные: научится объяснять название рассказа; определять мотивы поведения героев произведения; высказывать свое мнение; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные –договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: соблюдать основные моральные нормы, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Оборудование:
Презентация; карточки с частями пословиц, карточки –характеристики, конверты со смайликами, звёздочки – баллы.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Универсальные
учебные действия Форма контроля
I.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Здравствуйте, ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
Назовите качества ученика, которыми. думаю я, вы обладаете. Начальные буквы этих слов записаны на доске :
А- ктивные
В- нимательные, вежливые
Л- юбознательные
О- рганизованные
Сообщают о готовности к уроку Личностные :понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные:самостоятельно организовывают свое рабочее место Устный
опрос
II.Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои).
Учитель читает эпиграф.
Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство….
А. С. пушкин
– Чем же эти ова могут стать для нас?
– К этим словам мы вернёмся в конце урока.
Дома вы читали 1и 2 главы рассказа «Честное слово».
– Кто автор (Л. Пантелеева)
– Сейчас мы познпкомимся с биографией автора. С. №1,2,3
–Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987 гг.). Родился в Петербурге, в семье военного. В годы Гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Благодаря этим качествам книги Пантелеева заслужили свою популярность.
В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл «Рассказы о подвиге».
Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.
Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Республика Шкид» и др.)
– Прочитайте тему урока. С. №4
– Определите цели урока, используя опорные слова С. № 5:
• Мы продолжим знакомиться с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую
и эмоциональную направленность текста Познавательные:ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; быстро отыскивают выделенный фрагмент текста, работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).
Регулятивные:определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний Устные ответы
III.Проверка домашнее
го задания Словарная работа.
Есть ли в тексте для вас непонятные слова? С. №6
СТОРОЖКА – помещение для сторожа.
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.
ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.
КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.
МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.
МАЙОР – офицерское звание.
СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.
– От чьего лица ведётся повествование?
- Где происходили действия? (в городском саду)
- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся).
– Что жеслучилось в городском саду?
– Почему же мальчик не покинул пост?
(Он не ушел, по тому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)
– Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? (Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие
ребята про него забыли: «Я думаю,
они ушли». «Забыли».)
– Что он чувствовал, когда на улице стемнело? (Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)
– Что вы можете сказать о рассказчике? Является ли он участником событий? О каких его человеческих качествах можно догадаться по тексту?
– Какие чувства вызвал у рассказчика поступок старших ребят? Как об этом можно догадаться?
– Представьте себя на месте мальчика. Как бы вы поступили в этой ситуации?
– Чем же закончится эта история, как вы думаете? Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвеча ют развернуто, используя элементы пересказа Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные:участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Выборочное чтение.
Устные ответы
IV.Изучение
нового материала и его закрепление.
Чтение текста. Выполнение творческих заданий. Чтение текста поцепочки. Беседа по тексту. Определение смыслов
в тексте. Организация коллективной дискуссии. Организаци групповой работы. Работа с иллюстрацией, пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста.
– Прочитайте по цепочке 3-ю часть произведения.
- Как меняется настроение главного героя?
– Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера.
И в данном случае не важно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьезно, с уважением.)
– На ст. 172 (верхняя строчка) стоит многоточие, почему автор пользуется этим знаком препинания?
(рассказчик раздумывает над судьбой героя).
Поработаем с вопросами №7,8 из учебника.
– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
Найдите слова в которых выражена главная мысль текста? («Мальчик, у которого такая сильная воля
и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек».)
- Охарактеризуйте мальчика, какой он?
Смелый
Стойкий
Серьёзный
Мужественный
Ответственный
Честный
– Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (Это качества человека.)
Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?
А сейчас поработаем в группах. С. №7,8,9,10
Задание №1
Определите командира в своей группе.
Задание№2
Командиров прошу выбрать иллюстрацию по рассказу для работы.
Участники групп определяют к какой части рассказа относится их картинка. Под каким номерам они будут отвечать.
Дают название части.
Задание№3 Готовят пересказ.
Участники группы могут дополнять выступающего лидера.
Далее идёт оценивание работы группы и их участников.
Учитель возвращает внимание учеников к эпиграфу.
Могут ли эти строчки стать вашим жизненным девизом?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят
самооценку, рефлексию Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.
Коммуникативные:выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Чтение по цепочки.
Выборочное чтение.
Устные ответы.
Пересказ.
Работа в группах.
V.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения Что вам понравилось в этом рассказе?
– Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?
– Как мальчик понимал, что такое честное слово?
– Давали ли вы когда-нибудь честное слово?
– А как его выполняли?
– Тяжело ли держать честное слово?
– Какой внутренний мир у мальчика из рассказа Л. Пантелеева? (Это мальчик стойкий и мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.)
– Хотели бы вы иметь такого друга?
С. №11
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Подсчитываем звёздочки.
Выставляем себе отметку. С. №12
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят
самооценку, рефлексию. Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.
Коммуникативные:выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Оценивание работы обучающихся
на уроке
VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рекомендации к выполнению домашнего задания Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задании
(дифференцированное) .
С. № 13
1)Подготовить творческий пересказ от лица героя произведения – мальчика.
2) Написать этому мальчику письмо.
3)Нарисовать иллюстрацию понравившегося эпизода.