Ирина Шелемба
Урок литературного чтения во 2 классе «С. А. Есенин «Берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «С. А. Есенин «Берёза» (раздел «Люблю природу русскую. Зима»).
Общие сведения:
Ф. И. О. учителя – Шелемба Ирина Николаевна
Образование – среднее профессиональное
Педагогический стаж – 29 лет
Должность – учитель начальных классов
Место работы – КОГОБУ СШ пгт. Подосиновец
Аннотация к уроку
Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „С, А, Есенин „Берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Есенин С.А.
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Данный урок в образовательной программе 2 класса по литературному чтению входит в раздел «Люблю природу русскую. Зима». На данном уроке изучается стихотворение С. А. Есенина «Берёза» и создаются условия для осмысление связей и отношений в объектах изучения с помощью закрепления введённого ранее на окружающем мире метапредметного понятия «признак».
Урок реализуется в системно-деятельностном подходе. Обучающиеся, работая с метапредметным понятием «признак» на нескольких уроках (окружающий мир - урок-паровоз, литературное чтение - урок-вагон, русский язык - урок-вагон, изобразительное искусство - урок-вагон) в кругу своих одноклассников под руководством учителя, учатся применять усвоенные знания в известной ситуации, переносить их в новые условия и оперировать данным понятием в различных сферах деятельности.
На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной, фронтальной, парной и групповой работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.
Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке : репродуктивный, частично-поисковый метод стимулирования интереса, элементы творческой работы, метод комментированного чтения нового текста.
Для включения в работу всех процессов познания учащихся использовались на уроке последовательно аудиальный и визуальный каналы работы с учащимися (работа на уроке сопровождалась мультимедийной презентацией).
Организация учебного процесса была логически выстроена, включала в себя ряд последовательных этапов: от организационного до этапа рефлексии и информации о домашнем задании.
В ходе урока большинство учащихся продемонстрировали усвоение новых знаний, правильно отвечая на вопросы учителя, а также продемонстрировали сформированность умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал.
Тема урока : С. А. Есенин «Берёза»
Тип урока : урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Общедидактическая цель: создать условия для восприятия и первичного осознания учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения с помощью закрепления введённого ранее на окружающем мире метапредметного понятия «признак» (методика «Паровоз», урок-вагон 2).
Задачи:
Образовательный аспект: организовать деятельность учащихся по изучению стихотворения С. Есенина «Берёза» с помощью закрепления введённого ранее метапредметного понятия «признак»
Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.
Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной и фронтальной работы.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представления о красоте родной природы при знакомстве со стихотворением С. Есенина «Белая берёза»;
- овладение учебными действиями с литературоведческими понятиями и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные:
• регулятивные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планирование своей деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
• познавательные
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение;
• коммуникативные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков
1. Организационный этап
Расскажу я вам рецепт
Крепких знаний и побед.
Будь серьезен на уроке и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.
Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке.
Желаю вам успешных поисков и решений!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке литературного чтения вы будете слушателями и исследователями. А давайте вспомним, произведения каких жанров вы изучали на уроках чтения.
(Стихотворения, басни, рассказы, сказки).
А как вы определяли, произведения какого жанра вы изучаете на уроке чтения? (по признакам)
- Что такое признак? (ПРИЗНАК. Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо. (Словарь русского языка, том 3, ПРИЗНАК, примета, знак, симптом; показатель. (Словарь синонимов (Слайд №1)
Для того чтобы вспомнить признаки различных жанров, мы с вами разделимся на группы. На рабочих листах каждой группы написан жанр. Вы должны отметить любым знаком или подчеркнуть только те признаки, которые подходят к жанру на рабочем листе.
Признаки сказки.
1. Наличие вымысла.
2. Вывод-поучение (мораль)
3. Своеобразное начало (зачин, концовка, наличие присказок, продолжений.
4. Рифма.
5. Повтор (чаще троекратный повтор)
6. Сказочные слова и выражения.
7. Добро побеждает зло.
8. Пишут писатели-сказочники или народ. (Слайд №2)
Признаки рассказа.
1. Повествование о реальных событиях.
2. Описание одного эпизода из жизни героя или автора.
3. Рифма.
4. Своеобразное начало (зачин, концовка, наличие присказок, продолжений.
5. Немного действующих лиц.
6. Небольшой объём.
7. Пишут писатели. (Слайд №3)
Признаки стихотворения.
1. Короткая строка («столбик»)
2. Рифма.
3. Добро побеждает зло.
4. Выражение эмоций, чувств.
5. Вывод-поучение (мораль).
6. Небольшой объём.
7. Перечисление действий героя.
8. Пишут поэты. (Слайд №4)
-Давайте проверим, что вы выбрали к сказке, рассказу, стихотворению.
3. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
-А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает.
-Как вы думаете, с каким по жанру произведением мы познакомимся. (Стихотворением)
-Как вы это определили? Молодцы, вы были очень внимательны.
-Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты:
Только скажут – Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
-О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? (Сергей Есенин).(Слайд №4)
Посмотрите на портрет поэта (Слайд №5). Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? (Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный).
Недаром фамилия его – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может, в этот момент и рождаются строки стихотворений.
С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново (Слайд №6) 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери (Слайды №7, 8). Целые дни летом мальчик проводил вне дома. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…
Поэт писал о себе:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
Когда поэту было 19 лет в журнале «Мирок» было опубликовано первое стихотворение «Берёза», с которым мы сегодня с вами познакомимся.
3. Постановка учебной задачи
- Сейчас мы определим самого внимательного ученика.
Из моего рассказа сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Значит, какая будет тема нашего сегодняшнего урока)
Тема: Сергей Есенин «Берёза». (Открыть тему Слайд №9).
-С помощью слов-помощников, написанных на доске, поставьте главную цель урока
Познакомиться с … (Слайд №10) (произведением Есенина «Берёза (Слайд №11)
- Ребята, по названию произведения можно ли определить, о каком времени года пойдёт речь в произведении?
- А можно ли предположить?
-А когда мы сможем определить, о каком времени года идёт речь? (Когда прочитаем стихотворение)
-С помощью чего мы определим время года? (С помощью признаков) Если не скажут, то сказать самой: У каждого времени года есть признаки.
- Какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна).
-Как вы думаете, чтобы нам легче было определить время года в произведении, что мы должны вспомнить о временах года?
Вспомнить … (Слайд №12) (признаки времён года) (Слайд №13)
- А помощниками нам будут загадки:
Тает снежок, ожил лужок.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной) (Слайд №14, 15)
- Назовите признаки весны
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом) (Слайд №16, 17)
- Назовите признаки лета
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Без красок и без кисти
Я перекрасила все листья. (Осень (Слайд №18,19)
- Назовите признаки осени
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой) (Слайд №20, 21)
- Назовите признаки зимы
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
- Мы повторили признаки всех времён года, и я надеюсь, что мы сейчас без труда узнаем время года, которое изобразил в своём произведении С. А. Есенин. Закройте глаза, послушайте произведение.
Слушание произведения.
-О каком времени года идёт речь в произведении? (О зиме)
-Скажите с помощью чего вы это определили? (По признакам)
-Назовите признаки зимы, которые вы увидели в этом произведении (Белая берёза, принакрылась снегом, на пушистых ветках, снежною каймой, белой бахромой, горят снежинки).
-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
- Какие слова вам показались непонятными?
Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей. (Слайд №22, 23)
Физкультминутка: «Берёза»
Мы берёзку посадили (Присесть)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть, имитировать полив)
И берёзка подросла, (Встать)
К солнцу ветки подняла (Руки вверх)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила. (Поклоны головой)
5. Изучение новых знаний
Анализ стихотворения
-Перечитаем стихотворение по четверостишиям, законченным частям. Такая законченная часть будет называться строфой
1 строфу читает учитель.
-С чем автор сравнивает снег? (Снег- серебро, снег блестит-серебро блестит) Почему?
Такой приём в литературе называется сравнение.
Сравнение – это художественный приём, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Признаки сравнения:
1. В сравнении всегда 2 предмета (снег - серебро)
2. У предметов находят сходства (снег блестит – серебро блестит)
- В стихотворении встретилось слово принакрылась. Я думаю, что это слово вы встречали. Что оно обозначает (Слайд №24)
- Как вы понимаете фразу «принакрылась снегом». Разве берёза живая, разве она может накрыться снегом, как человек одеялом? Автор, как будто оживляет берёзу, такой приём, когда автор оживляет неживые предметы, называется олицетворением.
Олицетворение – поэтический приём, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.
Признаки олицетворения:
1. Признак живого лица (одушевлённый предмет) переносится на неживой (неодушевлённый) предмет.
2. Неодушевлённым предметам приписывают действия людей (берёза принакрылась снегом как человек одеялом)
- Прочитайте 2 строфу. Есть ли в данном четверостишии сравнение и олицетворение? (да, снег на ветках автор сравнивает с каймой и бахромой)
- Прочитайте 3 строфу. Сейчас хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что «снежинки горят в золотом огне». Объясните, в каком значении употреблены слова «горят снежинки» и «золотом огне»? (В переносном.)
- Какой из приёмов использует автор? (Сравнение. Снежинки горят как огонь.)
Конечно, снежинки не из золота и гореть они не могут.
- А откуда тогда взялся «золотой огонь»? (Свет зари.)
-Что такое заря? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.) С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» с. 213.(Слайд №25)
-Прочитайте 4 строфу и определите, какой из приёмов использует автор.
(В последних строках произведения, где «заря обсыпает ветви новым серебром», тоже есть сравнение (снег на ветвях как серебро, олицетворение (заря как человек, ходит и обсыпает ветки деревьев)
-Какой период времени стоит берёза в сонной тишине? (От утренней зари до вечерней.)
-Какие строчки помогли ответить на этот вопрос? (А заря, лениво обходя кругом)
-Почему зимнюю зарю поэт называет ленивой? (Заря начинается позднее, чем летом и не такая яркая).
- Как вы думаете, нравится ли это время года автору? Почему? С помощью каких слов автор показывает свои чувства? С помощью какого цвета? (Серебро - драгоценный металл)
6. Первичная проверка понимания изученного
А теперь нам надо подготовиться к выразительному чтению этого стихотворения. Давайте вспомним, что нельзя забывать, чтобы стихотворение звучало ярко.
Для этого используем следующий план (Слайд №26) :
1)Название стихотворения и фамилия автора (С. Есенин «Берёза»)
2) Громкость
-Какая строка нам подсказывает, как именно надо читать это стихотворение? (И стоит берёза в сонной тишине).
-Как будем читать это произведение? (Будем читать так, чтобы передать любование автора зимней берёзой, неторопливо, не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу).
3) Выразительность
-Что вы понимаете под словом выразительность?
Посмотрите на слайд (Слайд №27).
-Почему некоторые слова в стихотворении у меня подчёркнуты. (На эти слова падает логическое ударение, выделяем их голосом)
-Почему возле некоторых слов стоит стрелочка вверх? (Повышаем к концу строки голос)
- Почему после каждой стихотворной строки стоят палочки? (Палочки-это паузы, одна-короткая, две-длинная).
4) Безошибочное исполнение
-Что мы должны сделать для безошибочного исполнения (Потренироваться)
Прочитаем стихотворение вместе со мной: я читаю громко, а вы вполголоса вместе со мной.
Достаточно ли для безошибочного чтения одного раза тренировки?
7. Применение новых знаний,
Самостоятельная работа.
8. Контроль и самоконтроль, коррекция
Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение С. Есенина «Берёза» очень музыкально, поэтому оно положено на музыку. Слушание.
9. Подведение итогов урока, рефлексия
-С помощью слов на слайде скажите несколько слов об уроке (Слайд №28)
-Как вы думаете, изученные на уроке признаки, где вам могут пригодиться?
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Слайд №29)
С. 196-197 выучить стихотворение наизусть