Анна Новикова
Развитие личностных качеств детей на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из современных определений личности гласит : личность – «интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биологических отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое». Таким образом, уникальность личности заключается в единстве ее биологических (наследственных) и социальных свойств, во взаимодействии интеллекта и эмоциональной сферы.
Публикация «Развитие личностных качеств детей на логопедических занятиях» размещена в разделах
Если, действительно, все личностные качества : вкусы, привычки, темперамент, характер - закладываются у человека в детстве, то, конечно, огромную роль в становлении личности играет речь. Нарушение речи отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, на развитие личности ребенка – его способностей, волевых качеств, эмоций, мотиваций, социальных установок. Нарушения речи, ограниченность речевого общения вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Передо мной, как учителем-логопедом, в первую очередь, стоит задача преодолеть речевое нарушение, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие ребенка.
Чтобы руководить общим развитием, формировать навыки, развивать возможности ребенка, осуществлять коррекцию нарушений речи, соблюдая дидактические принципы индивидуального подхода, необходимо изучение индивидуальных особенностей детей, необходимо осуществлять комплексное обследование. Для определения индивидуальных свойств личности ребенка проводится длительное и систематическое наблюдение за ним. Комплексное обследование проводится по следующим направлениям:
1. Исследование речевого развития, состояния моторики, отмечается состояние слуха, зрения, проводится сбор анамнестических данных.
Сбор анамнестических данных вызывает наибольшее затруднение, т. к. в последнее время в медицинских картах детей, как правило, педиатры не фиксируют раннее развитие ребенка, а родители не всегда охотно рассказывают об этом. Но мы с этой трудностью справляемся, потому что общая атмосфера доброжелательности, открытости нашего образовательного учреждения благотворно влияет не только на детей, но и на родителей, постепенно «сложные» родители раскрываются и вступают с нами в сотрудничество.
2. Исследование состояния психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Этому пункту обследования придаю особенное значение, т. к. речь – это только часть психики, и речь не может развиваться, коррегироваться в отрыве от других составляющих психики.
3. Тип нервной системы, темперамент. Это исследование помогает мне определить общую стратегию работы, учитывая нейродинамические особенности каждого ребенка. Например, если ребенок флегматик, то его нельзя торопить, подгонять, он из тех, кто «тише едет – дальше будет»; если ребенок холерик, то его необходимо научить сдержанности, умению идти на компромисс. На групповых занятиях часто использую карточки, для того, чтобы каждый ребенок работал в комфортном для себя темпе.
4. Исследование мотивации к предлагаемой деятельности, степень познавательной активности, отношение к учебной деятельности. Т. е. все то, что напрямую влияет на эффективность воспитательного, коррекционно-развивающего воздействия.
Для прогностической оценки будущих трудностей овладения чтением и письмом, для определения нейродинамических особенностей, навыков самоконтроля я использую тесты: Екжановой, Венгера, Керна-Ирасека, «Распознавание пальцев», Теппинг-тест.
Такое комплексное обследование проводится в содружестве с психологом, воспитателями. Создается компьютерная база данных на каждого ребенка (обследование, динамика развития, планы работы). Мы каждый день обсуждаем детей, проблемы, перспективные планы; я бываю у воспитателях, у других специалистах на занятиях, прихожу на детсадовские праздники, участвую в них. Речевое обследование провожу на основе нейропсихологического обследования (разработанного Фотековой,
Ахутиной). Это позволяет мне, во-первых, найти ведущее расстройство и более сохранное звено для успешного развития ребенка (это же является опорой и для учителя, а во-вторых, планировать логопедическое занятие с учетом принципов формирующего обучения, т. е. обучения ребенка общему принципу того или иного вида деятельности, а не формирование отдельных ВПФ. Использовать не прямые (механические, а обходные методы, делать акцент на реальные, сильные стороны психики. Например, у ребенка нарушена работа задних отделов головного мозга, значит, как базу для фонематического анализа, необходимо развивать оптико-пространственное восприятие. Или, известно, что успешность обучения грамоте во многом зависит от «разведения» звуковой и смысловой стороны речи, поэтому на занятиях мы не просто прогоариваем слово с отрабатываемым звуком, а говорим о значении слова, подбираем антонимы, синонимы, говорим об эмоциональной окраске, ребенок высказывает свое отношение к предмету или явлению, которое обозначает это слово.
Успешность коррекционно-логопедического воздействия во многом зависит от эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс обучения. Поэтому избегаю, по возможности, чисто технических заданий. Использую изобразительную деятельность, конструирование, лепку, предлагаю доступные творческие задания. Наш кабинет оснащен музыкальным центром. Я на своих занятиях часто использую музыкальный фон в качестве помощи в саморегуляции возбудимым, непоседливым детям, создается психологически комфортная, уютная обстановка. По моим наблюдениям, это не мешает занятиям, а наоборот – даже количество ошибок снижается. Для эмоциональной вовлеченности ребенка в занятие использую юмористические стихотворения, подбираю произведения для пересказа, составления рассказа ярко эмоционально окрашенные, затрагивающие нравственно-этическую сферу, т. е. о добре и зле, дружбе, сострадании, взаимопомощи; такие произведения, которые были бы интересны детям, они могли бы высказать свое отношение к происходящему, дать оценку. Использую прием «выбери сам» (выбор стихотворения для заучивания, картинок для составления рассказа и т. д., это еще раз позволяет ребенку проявить себя, следовать своим личностным ориентирам, качествам.
Личностный подход на логопедических занятиях – это не только учет темпа деятельности каждого ребенка, выявление и проявление его возможностей, но и стимуляция самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, это конкретное проявление самосознания, оценка своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны). Отметки на логопедических занятиях не ставятся. Производится оценка работы ребенка: не количество ошибок, а качество работы, разбор ошибок, производится сравнение не с другими детьми, а с ним самим. Используется оценка и самооценка ретроспективная и прогностическая.
В качестве развития мотивации я предлагаю следующий прием: в конце логопедического занятия ребенок может сам выбрать себе по своим наклонностям, вкусам интересное задание (на развитие внимания, сферы образов представлений и т. д.).
Для сохранения мотивации и работоспособности важно осознание ребёнком его успешности. На занятиях создается ситуация успеха, с опорой на позитивные качества личности. Я провожу логопедические занятия с установкой на успех и на принятие, уважение личности ребёнка. Мы (это общее направление нашего коллектива) все время «дорисовываем» самого ребенка, верим в него. Пусть еще не тверды знания, навыки и до умений очень далеко, но мы уже хвалим за его личные достижения в любой деятельности, в любом проявлении.
Я как логопед, педагог соблюдаю постулаты психологов :
— если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
— если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
— если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
— если ребенка поддерживать в его начинаниях, он учится ценить себя.
А еще не могу не добавить педагогические аксиомы:
- личность воспитывается личностью;
- любовь воспитывается любовью;
- доброта воспитывается добротою;
- сердце воспитывается сердцем.
В заключение, как итог выше сказанному, отмечу, что я стремлюсь к тому, чтобы у ребенка развивались личностные качества, которые необходимы ему для успешной социальной адаптации: коммуникативность, оптимизм, уверенность в себе.