Наталья Степоненко
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из значимых явлений детского развития. Игра является потребностью ребенка. В дошкольной педагогике игра рассматривается как:
Публикация «Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- средство воспитательно-образовательной работы, которое дает детям определенные знания, умения, развивает способности;
- как форма организации жизни и деятельности дошкольников – складываются между детьми определенные отношения. Игра важна, прежде всего, тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит ее важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. Важно превратить игру из явления стихийного в явление организованное.
Прежде всего, необходимо организовать предметно-развивающую среду для максимального психологического комфорта дошкольников, создать возможность свободного выбора любой деятельности, взаимодействия с окружающими.
Предметно-игровую среду в старшей группе организуют таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что бы дети могли объединяться подгруппами по общности интересов.
Предметно-игровая среда организуется так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавать игровую среду, нужно так, чтобы она побуждала детей на познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим, для детей старшей группы педагогом разрабатывается примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др., производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Супермаркет», «ГИБДД», «Ателье», «Автосалон» и т. д., общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк», игры-путешествия («По родному краю», «В теплые страны», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие на Север» и др., игры по сказкам.
Для каждой темы игры определяются цели и содержание. Например, цель игры «Строитель» : отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки и сдача объекта.
Большое внимание нужно уделять организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты)», «Корпорация“Билайн”», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Банк».
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности должна быть более детализирована. Например, для игры «Экологи» - планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лаборатория» - паспорта на различных животных и растения и т. д., а для «Дизайнерской студии» — альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.
Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяет детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание необходимо уделять функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал должен соответствовать эстетическим требованиям.
Важно, чтобы в сюжетно-ролевой игре дети осваивали социальные отношения на привлекательном для современных дошкольников со-держании, которое способствует развитию творческого воображения и положительно окрашенных отношений со сверстниками.
Использованная литература:
Н. А. Виноградова Н. В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников»