Воронина Валентина Филипповна
Развитие коммуникативной активности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено
к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном
Публикация «Развитие коммуникативной активности в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
обществе. Современные дети на сегодняшний день практически не знают историю своего народа. А как известно, что у народа у которого нет истории, нет прошлого - нет и будущего.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Нравственно — патриотическое и духовное воспитание – одна из
актуальных проблем на сегодняшний день. В целях решения данной проблемы, в нашем дошкольном учреждении в этом учебном году в вариативную часть была включена программа "Социокультурные истоки".
«Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей,
способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.
Особенности программы
1. При всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Прочувствованное восприятие социокультурных категорий может стать фундаментом для формирования системы ценностей, образующих индивидуальность человека.
2. Непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
3. Отсутствие описания негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Авторы программы придерживаются мнения выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «…всякое сознание есть начавшееся движение и, следовательно, предостерегая наших питомцев от того, чего они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний».
В средней группе целями воспитательно-образовательной работы являются:
• первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека,
• развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии,
• развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям, • развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.
Особенности реализации Программы
Содержание программы интегрируется в различные виды детской деятельности:
игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную. В течение учебного года предлагается проведение 9-ти итоговых занятий с детьми и 5-ти занятий с родителями. Особое место в них отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома. Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. Страницы альбома помещены в соответствующих книгах для развития детей. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с некоторым участием родителей).
Формы работы.
Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
Также по программе организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми.
В прихожей комнате размещен информационный экран, в котором предоставляется родителям полная информация о работе по программе в течение месяца.