Толстогузова Марина Александровна
«Семья вместе, так и душа на месте». НОД в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья вместе, так и душа на месте». НОД в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с обучающимися 4 -5 лет в рамках реализации программы «Социокультурные Истоки
Публикация «„Семья вместе, так и душа на месте“, НОД в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Тема «Семья вместе, так и душа на месте»
Разработала воспитатель: ТолстогузоваМ. А.
Ханты–Мансийск, 2017 г.
Цель: продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Задачи:
Закрепить нравственные категории «Дружная семья», «Домашнее тепло».
- Родные люди. Семья. Взаимная любовь.
- Проявление душевной теплоты. Родной дом. Внимание. Забота.
Социально – коммуникативное развитие.
Дать первоначальное представление о родственных отношениях. Формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии. Воспитывать доброжелательное отношение к своему дому, к своей семье. Развивать умения слушать друг друга, высказываться в ресурсном круге, выражать своё мнение.
Речевое развитие.
Обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений: родственники, близкие, родные люди. Активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью по образцу воспитателя.
Физическое развитие.
Развивать двигательную активность посредством физкультурной минутки.
Познавательное развитие.
Формировать у детей интерес к познанию своей семьи.
Интегрируемые образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Методы и приёмы:
1. Словесный. Использование художественного слова: рассказ воспитателя, рассказы детей, загадка, чтение стихотворения, пословица; беседа, пояснение, указание.
2. Наглядный. Презентация мультимедийная, фотоальбомы детей (рассказывание по фотографиям).
3. Игровой. «Корзинка добрых дел». Д/и: «Пожелания для семьи», физкультурная минутка «Семья». Психогимнастическое упражнение «Приветствие».
4. Технологии социокультурные: ресурсный круг.
Материал и оборудование:
Ноутбук. Мультимедийный проектор. Презентация для детей «Моя семья»; презентация по рассказу «Отец и сыновья». Фотографии с изображением «добрых дел» детей. Корзинка из прутьев. Веник. Фотографии из семейного альбома детей. Мольберты (3 шт.). Колокольчик. Мягкая игрушка – сердце.
Предварительная работа.
1. Чтение по «Социокультурным Истокам».
2. Беседа с детьми о членах их семьи, об их любимых занятиях, профессиях.
3. Рассматривание семейных альбомов.
4. Чтение художественных произведений о семье.
5. Работа с пословицами о семье.
6. Составление альбома. «Моя дружная семья».
Ход НОД.
1. Минута вхождения.
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются.
Мой звоночек звенит и звенит
Всем ребятам собраться велит
Мой звоночек звенит, заливается
И звоночек его всем нам нравится.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко. Солнышко на небе нам улыбается, шлёт свои лучики, приветствует всех нас. Давайте и мы улыбнёмся друг другу…. обнимемся…. и всех поприветствуем.
Воспитатель: Солнце красное
Дети: Здравствуй!
Воспитатель: Небо ясное
Дети: Здравствуй!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши
Дети: Здравствуйте от всей души.
Воспитатель: Сейчас предлагаю всем присесть, и продолжить наш разговор в круге.
(дети садятся).
Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья).
Воспитатель: Верно – это семья. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы поговорить о самом главном, что есть у человека – о его семье.
Семья - это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В дружной семье все проявляют друг к другу любовь и заботу, а дети – уважают и слушаются родителей.
2. Активная форма работы с пословицей.
Воспитатель: Не зря говорят, что «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Как вы понимаете эту пословицу?
(ответы детей)
Воспитатель: Максим сейчас нам расскажет очень доброе стихотворение о семье.
Семья-это мама и папа и дед
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье ещё братья и сёстры бывают.
Семья-это я и меня называют:
Котёнок и ласточка, заинька, птичка.
Семья - где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает!
3. Основной этап присоединения.
Воспитатель: Ребята, мне очень хочется рассказать вам о своей дружной семье, и показать её. Послушайте: Мы живем большой дружной семьей. Моя мама, папа, две сестры, я, и мой сын - это моя семья. Дом наш небольшой, но теплый и уютный. Мы живем дружно, любим друг друга, заботимся друг о друге. Мы вместе занимаемся домашними делами, вместе копаем огород, вместе наводим порядок в доме, вместе ходим в лес за грибами и ягодами, вместе ухаживаем за нашими домашними животными – собакой, кошками. Моя мама каждую субботу печёт вкусные пироги, и мы собираемся за большим столом и пьём чай, обсуждаем наши дела. Я очень люблю дом, в котором живу вместе с родными, дорогими, близкими мне людьми.
Воспитатель: Ребята, а кто желает нам рассказать про свою дружную семью? А мы все с удовольствием послушаем.
Дети: (рассказ детей о своей семье, с показом фотографий).
Воспитатель: В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела.
4. Ресурсный круг «Домашнее тепло».
Воспитатель: Мы сейчас услышали про ваши дружные семьи, и почувствовали ваше домашнее тепло. Подумайте, и скажите, чья семья и чем вам понравилась?
(слева направо передаём слово прикосновением руки).
Воспитатель: Молодцы, вы очень порадовали меня своими ответами. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сейчас в нашем маленьком, уютном кругу поделился своими пожеланиями, для своей дружной, любимой семьи.
(Дети передают друг другу мягкую игрушку – сердце и проговаривают свои пожелания)
Воспитатель: Я желаю, чтобы ваши семьи, ваши близкие были здоровы и счастливы.
Предлагаю вам сделать небольшую разминку.
Физминутка «Семья»:
Раз, два, три, четыре
(прыжки на двух ногах)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(прыжки на двух ногах)
Всех могу пересчитать;
(загибают поочередно пальцы на руке)
Папа, мама, брат, сестрёнка,
(руки на пояс, повороты)
Кошка Мурка, два котёнка,
(показать два пальца)
Мой щегол, сверчок и я-
(руки на грудь)
Вот и вся наша семья!
(рисуют указательными пальцами сердце в воздухе).
5. «Корзинка добрых дел».
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, как называется наша группа?
(ответ детей)
Воспитатель: А про нашу группу можно сказать, что мы большая, дружная семья? Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой девиз у нашей группы?
Дети: «Держаться вместе, чтоб не сдуло».
Воспитатель: Что это значит?
(ответы детей)
Воспитатель: Перед вами лежат фотографии, на которых вы делаете добрые дела. Сейчас вы по одному возьмите любую фотографию, покажите её нам, и расскажите, какие добрые дела мы делаем в группе все вместе?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Нас ждет корзинка добрых дел. Обратите внимание, из чего она сделана?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Правильно из прутьев. Она крепкая - в эту корзинку мы положим добрые дела, которые делаем все вместе в детском саду.
(дети кладут фотографии, на которых они делают добрые дела в корзинку).
Воспитатель: Как много добрых дел вместилось в эту корзину.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам послушать рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Чтение рассказа.
Отец и сыновья.
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали, и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.
6. Работа в паре.
Воспитатель: Сейчас ребята, предлагаю выбрать себе пару, и подойти к столам со своей парой.
(дети подходят к столам)
Что вы видите на столах?
Дети: На столах лежат палочки.
Воспитатель: Возьмите в руки по пучку из палочек, и попробуйте их сломать.
(дети пробуют сломать)
Воспитатель: Получилось их разломить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас возьмите из пучка одну палочку, и попробуйте её сломать.
(дети пробуют сломать)
Воспитатель: Получилось её разломить?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вспомним, что говорил отец своим сыновьям: Если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет: а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Воспитатель: Как вы понимаете эти слова? Обсудите в паре, у вас 3 мин. Время пошло.
Делегирование «Мы думаем, мы считаем, что»
Дети: (ответы детей).
7. Обобщение.
Воспитатель: Верно, ребята, только все вместе мы можем в мире и согласии совершать добрые дела.
Держаться вместе, чтоб не сдуло. Жить дружно и в согласии.
8. Рефлексия.
Воспитатель: Что сегодня вам больше запомнилось на нашей встрече?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о дружной семье. Скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы ваша семья жила дружно и счастливо?
(ответы детей)
Воспитатель: Приятно посмотреть на ваши счастливые семьи. У каждого из вас есть семья. У кого – то большая, у кого – то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся.