Ольга Александровна Шмырова
Развитие изобразительного творчества детей при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, преобразовывая окружающую действительность.
На современном этапе особое значение придается развитию творческой личности ребенка. Однако воспитать её невозможно без внимания к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.
Публикация «Развитие изобразительного творчества детей при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.
Провели диагностику по Г. Г. Григорьевой для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла.
Дополнительно педагог-психолог для анализа сформированности творческих способностей использовала тест Е. Е. Туника. Он проводился в индивидуальной форме в благоприятной психологической атмосфере. Было обследовано 10 детей. Им было предложено добавить любые детали к изображенным на листе 10 кругам, чтобы получились интересные рисунки. Разрешалось рисовать и внутри круга и снаружи.
Цель и задачи работы:
1. обогащение представлений детей об окружающем мире;
2. развитие замысла и технических умений у детей;
3. ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
На основе полученных данных мы построили свою работу по трем этапам.
• I этап: накопление непосредственных впечатлений о природе.
• II этап: овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности.
• III этап: творческий.
На I этапе работы нами были поставлены задачи:
• Расширять у детей представление о природе.
• Знакомить с характерными отличительными чертами растений, животных.
• Воспитывать интерес и положительное эмоциональное отношение к природе.
• Создать условия для возникновения потребностей детей в самостоятельной художественной деятельности, замечать красоту, неповторимость природы.
Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений.
Нами был составлен перспективный план экскурсий в природу с учетом рекомендаций Г. Г. Григорьевой. С этой целью мы организовывали различные тематические прогулки, экскурсии (в сквер, за территорию детского сада, на огород, наблюдения начали с непосредственного восприятия образов природы. Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатления детей.
Мы обращаем внимание на красоту живой и неживой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития детского творчества.
Итогом этих занятий и экскурсий стало не только изображение природных явлений на бумаге, но и развитие речи детей, их образности, эмоциональности. Дети составляли рассказы о природе, пробовали сочинить стихи, загадки о ней. Из детских творений была составлена книга детских рисунков и высказываний о природе. Рассказы записывались и на телефонный диктофон. А к празднику 8 Марта в родительском уголке расцвели необычные цветы со стихами и рассказами детей о весне, маме, бабушке.
II этап работы включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами природы, и учились новым способам работы с изобразительными материалами, с которыми познакомились и пробовали с ними действовать в предметно – пространственной развивающей образовательной среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять свои навыки. На занятиях по изобразительной деятельности мы познакомили детей с нетрадиционной техникой: рисование свечой, кляксографией, по сырому фону, монотипией, углем, пастелью, восковыми мелками, использовали рис и манку в пластилиновых картинах.
Третий этап – развитие творческих способностей у детей при организации творческих занятий. Задачи этапа: содействовать развитию творческих замыслов; развивать умение детей замечать выразительность и своеобразие работ; зависимость выразительного образа от способов изображения. Особенно эффективны для развития инициативы, активность и самостоятельность занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Мы предлагали вспомнить наши экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка. Поэтому мы использовали занятия, на которых ставили перед детьми конкретные творческие задачи. Причем, тему предлагали в такой форме, чтобы выполнить ее можно было по-разному, проявляя инициативу в воплощении замысла. Например, в мотивированной деятельности возникала необходимость рисования «сказочного леса», изображение «царства деревьев», рисование «музыки», изображение «красоты». Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Дети сами выбирали лучшие работы для того, чтобы поместить их на постоянной выставке для родителей. Юные художники принимают участие в конкурсах, их рисунками оформляют интерьеры групп и коридоры МБДОУ.
Повторная диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования. Также повторно было проведено психологическое обследование творческих способностей детей по методике Туника. В результате можно сделать следующие выводы: уровень развития творческих способностей увеличился.
ВЫВОДЫ: развитие творчества детей имеет особую значимость для детей дошкольного возраста, так как оно благоприятно влияет на развитие образного мышления и воображения.
Наибольший потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
В результате накопления впечатлений о природе и ознакомление детей с нестандартными материалами, уровень их технических навыков повысился, появились оригинальные, непохожие на другие работы. У детей стал выше интерес к работам своих товарищей.
Создание данных условий способствовало не только развитию творческих способностей детей, но и формированию ими самосознания, т. е. осознание ребенком себя, как субъекта деятельности.
Список литературы
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 2001 г.
2. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности», М., 2000 г.
3. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем» М. ,2000 г.