Ольга Викторовна Бурцева
Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества.
▼ Скачать + Заказать документы
Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества.
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. "
Б. Асафьев
Публикация «Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества,» размещена в разделах
Ведущую роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально – образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству, потребность в нем.
Основу изобразительных средств, при создании детьми образов составляет рисунок, линия, цвет и некоторые основы композиционной организации, посредством которых дети отражают в рисунках окружающий мир и выражают к нему свое отношение. Однако, как отмечают исследователи, при самостоятельном овладении этими средствами у детей возникает много трудностей, которые они не могут преодолеть без помощи взрослого.
Для формирования изобразительного интереса, изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы. Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития детского творчества.
В старшем дошкольном возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображении, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.
В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальными объектами. Выразительность образа достигается не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма, красоту ярких насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона. Происходит совершенствование технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.
При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.
В сюжетном изображении – формируются умения изображать линию горизонта, линейную перспективу, умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, создавать сюжетные изображения с натуры.
При обучение детей изобразительному творчеству необходимо соблюдать ряд условий:
1. Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребёнка как личности. Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения.
2. Поощрение творчества и свободного самовыражения детей. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребёнку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию.
3. Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия потенциала каждого ребёнка важно не только учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, но эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.
Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т. е. в ходе занятия, бесед, экскурсий, игр, ребёнок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства.
Учет индивидуальных особенностей детей. Комплексное и системное использование методов и приемов. В педагогической работе нецелесообразно ориентироваться только на один какой-либо метод. Методы и приёмы необходимо варьировать в зависимости от вида творчества, формы организации процесса, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Чем разнообразнее методы, тем больше вариантов подачи материала.
Бережное отношение к процессу и результату творчества. К любому достижению в области изобразительного искусства ребёнок относится как к маленькой победе, поэтому всякое равнодушие или небрежение к его результатам способствует не только появлению отрицательного эмоционального настроя по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом.
Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.
Говоря о методических подходах к развитию детского изобразительного творчества, важно отметить: во многом они определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребёнка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохранены и отражены традиции самого искусства, передаваемые из поколения в поколение. В том случае, когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно-выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к неким упражнениям, утрачивая свою сущностную характеристику.
Список использованных источников
1. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду : обучение и творчество. М. : Просвещение, 1990.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М. : Издат. центр: «Академия»,1997.