Валентина Богатикова
Условия развития изобразительного творчества детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия развития изобразительного творчества детей 4-5 лет в сюжетном рисовании
В. А. Богатикова
МБДОУ №87 «Улыбка» г. Улан-Удэ
Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности. Большой потенциал содержит в себе изобразительная деятельность дошкольников, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Наиболее ярко изобразительное творчество проявляется в сюжетном рисовании.
Публикация «Условия развития изобразительного творчества детей 4–5 лет» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Влияние изобразительного творчества на разностороннее развитие ребенка отмечают выдающиеся зарубежные педагоги (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) и многие отечественные исследователи (Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, В. М. Бехтерев, Н. Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, В. Б. Косминская, Г. В. Лабунская, Г. Г. Григорьева и др.).
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. С. Мухина и др.). В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества) : он становится творческой личностью.
Понятие творчества рассматривается с разных позиций. Прежде всего, выделяется философский смысл понятия творчества как некой тотальности, связанной со всяким переходом из небытия в бытие.
М. С. Каган, рассматривая творчество с позиции древних философов, выделяет следующее: «В сознании древних греков художник был избранником богов, пророком, устами которого глаголит Муза; исходя из этих представлений и Демокрит, и Платон определяли художественно-творческое состояние ка своего рода безумие, ибо оно непроизвольно и неподконтрольно самому художнику. По сути дела, здесь имелось в виду то, что позднее будут называть вдохновением, поскольку оно является мощной созидательной силой, неподвластной воли и разуму человека…» [1, с. 377].
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова и др.). Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает для себя новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна. [2, с. 81]
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик.
Объективной основой изобразительного творчества является изображение реального мира. Есть и субъективная сторона – отношение ребенка к изображаемому. Он не просто изучает и отражает мир, но и вкладывает свои эмоции, чувства. В дошкольном возрасте изобразительное творчество для ребенка выступает как средство познания окружающего мира. Все познавательное развитие ребенка проходит исключительно творческим путем. Условием, необходимым для развития творчества, является овладение навыками, что должно осуществляться только при целенаправленном обучении.
Как самостоятельный вид занятий, сюжетное рисование выделяется в старшей группе, хотя обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней. Детям среднего дошкольного возраста доступно изображение несложных сюжетный композиций, в которых ребенок может проявлять свое творчество.
Особенно важно соблюдать педагогические условия, благодаря которым у детей 4-5 лет развивается изобразительное творчество. [3, с. 134] К ним относятся: организация интересной содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями; обеспечение эмоционально-эстетического восприятия как основы возникновения замыслов; предварительное наблюдение за объектами и явлениями; создание проблемных ситуаций, что стимулирует поисковую деятельность; рациональное использование игровых приемов, экспериментирования, нетрадиционных способов изображения как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности; создание атмосферы творчества использованием других видов искусств, которые не отвлекают ребенка от главного, а создают фон этой деятельности (вовремя сказанное четверостишье, пословица, поговорка, спетая песня, включенная музыка, создают настроение, оживляют образ, активизируют воображение). Очень важным условием является целенаправленное обучение, ориентированное на развитие изобразительного творчества детей.
Активные формы взаимодействия разных видов искусства в художественной деятельности ребенка способствуют формированию эмоциональной отзывчивости на искусство как таковое, развитию продуктивного художественно-образного мышления и воображения, стимулируют творчество. [4, с. 4]
Интегрированные занятия, включающие разные виды искусства, предоставляют ребенку уникальные возможности для создания в своем творчестве богатого и многогранного художественного образа. Эти занятия – безусловный стимул детского творчества, значительно превышающий вероятность создания ребенком интересных индивидуальных образов, появления оригинальных решений.
Литература:
1. Каган М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – С. -Пб. : Петрополис, 1997. – 543 с.
2. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество : что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005 - № 2. - С. 80-86.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 342 с.
4. Занимаемся искусством с дошкольниками / под ред. К. В. Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.