Ирина Владимировна Стасенко
«Математика при ознакомлении с природой» НОД в старшей группе компенсирующей направленности.
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познание.
Тема: Математика при ознакомлении с природой.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация.
Цель: Закрепить умение классифицировать предметы по признакам.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее число.
2. Закреплять счёт в пределах 10.
3. Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.
Публикация «„Математика при ознакомлении с природой“ НОД в старшей группе компенсирующей направленности,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
4. Учить решать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка.
5. Закреплять умение классифицировать предметы по двум признакам (съедобные и несъедобные растения).
6. Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
3. Развивать логическое мышление и внимание.
4. Развивать навыки аппликативной работы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к творческой активности и самостоятельности выполнения задания.
2. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Оборудование: Картинки овоще (капуста, свекла, морковь, лук, петрушка, помидор, огурец, горох, геометрические фигуры разной формы (круг, овал, треугольник, карточки с цифрами и знаками, листы бумаги с пересеченными кругами, клей карандаш, салфетки.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Медведь и мужик».
2. Пересказ и обыгрывание прочитанной сказки.
3. Рассматривание картинок овощей.
Ход занятия.
Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.
I часть
Д/ М Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит корзинка, давайте посмотрим, что в ней. Что это, ребята?
Дети: овощи.
Воспитатель: А какие ещё овощи вы знаете? Где растут овощи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем выращивают овощи? Кто ещё питается овощами?
Предлагаю детям рассказать, как росли овощи и выбрать нужную карточку к своему рассказу:
Что делали люди?
Дети: сначала посеяли семена моркови, потом она взошла.
Воспитатель: А кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?
Дети: дождик, птицы, насекомые.
Воспитатель: Ребята, а теперь сосчитайте, сколько же всего помощников у растений? (Дети смотрят на карточки и считают).
Воспитатель: А божья коровка помогает растениям?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь разделите всех помощников на две группы : относящиеся к живой природе (птицы, бабочки, насекомые и т. д.) и относящиеся к неживой природе (лейка, грабли, руки человека и т. д.). Сколько получилось в первой группе? А сколько во второй группе? Ответы детей.
II часть
Д/М, Р/М
Воспитатель: Ребята вы помните сказку «Медведь и мужик»?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: Почему медведь обиделся на человека?
Дети: Потому, что медведю достались только вершки.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Вершки и корешки», вы хотите поиграть?
Дети: Да, очень хотим поиграть.
Воспитатель: Хорошо ребята, тогда слушай внимательно. В обруч синего цвета надо положить овощи, у которых в пищу используют корешки (морковь, свекла, лук, петрушка, а в обруч жёлтый цвета те овощи, у которых используют вершки (капуста, горох, огурец, помидор).
Воспитатель: Сколько всего овощей у нас получилось в двух обручах?
Дети: всего восемь овощей в двух обручах.
Воспитатель: Сколько овощей, у которых используются корешки?
Дети: четыре овоща.
Воспитатель: Сколько овощей, у которых используются вершки?
Дети: семь овощей?
Воспитатель: Ребята, почему всего овощей восемь, сумма вершков и корешков больше десяти?
Дети: Потому, что у свеклы, лука и петрушки корешки и вершки можно использовать в пищу.
Воспитатель: Сколько таких овощей?
Дети: три овоща.
Воспитатель: Кто мне назовет овощи, у которых используются только вершки?
Дети: Лук, свекла, петрушка, капуста, горох, огурец, помидор.
Воспитатель: А сколько овощей, у которых можно кушать только корешки?
Дети: Морковь, свекла, лук, петрушка.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли выделить группу овощей у которых только можно кушать вершки, корешки и можно использовать и вершки и корешки.
III часть
Д/М, Р/М
Закрепляем полученные знания в самостоятельной деятельности с использованием геометрических фигур (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит у вас в тарелочках на столах? Какие?
Дети: геометрические фигуры: треугольники, круги, овал.
Воспитатель: Как вы думаете, что они могут обозначать?
Дети: Они похожи на овощи?
Воспитатель: Посмотрите на них и определите, какая фигура к какому овощу соответствует?
Дети: Капуста – большой белый круг, огурец – зеленый овал, свекла – бордовый круг, горох – маленький зеленый круг, морковь – оранжевый треугольник, помидор – красный круг, лук – маленький светло – коричневый круг, петрушка – маленький зеленый треугольник.
Воспитатель: Молодцы ребята. У вас у каждого на столе лист бумаги с двумя пересекающимися кругами синего и жёлтого цвета. В эти круги вы должны будете приклеить геометрические фигуры соответствующие овощам.
Воспитатель: Какая фигура соответствует капусте и что используется в пищу вершки или корешки? В какой круг наклеиваем капусту? (И так со всеми овощами).
Дети: Капуста обозначается большим белым кругом, в пищу используется только вершки, наклеиваем в жёлтый круг. (И так далее по всем овощам).
Для контроля вывешиваю плакат с соответствующим рисункам, а также выставляю карточки с цифрами обозначающие количество овощей, у которых используются в пищу только вершки, корешки, корешки- вершки одновременно.
Воспитатель: Ребята, как узнать сколько всего овощей?
Дети: Надо их посчитать и сложить.
Воспитатель: Сколько же всего овощей?
Дети: Восемь.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли все группы овощей обозначить геометрическими фигурами в пересечении.
IV часть
Д/М Составление и решение задач.
Воспитатель: Ребята посмотрите на этот рисунок и придумайте задачу на соложение. (В случаи затруднения привожу пример наводящими вопросами, таким образом задачу составляем вместе).
А) Что обозначают эти фигуры? (Морковь и свеклу). Сколько свёкл? Сколько моркови?
Для приготовления борща мама взяла 3 свеклы и 2 моркови. Сколько овощей было положено в борщ?
Дети: пять овощей. (Ребенок выкладывает задачу с помощью карточек на доске).
Б) Воспитатель: Ребята посмотрите на этот рисунок. Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Какие овощи прячутся за ними?
Дети: огурец и помидор.
Воспитатель: Подумайте, что можно приготовить из этих овощей и составте задачу на сложение.
Дети: Мама для приготовление салата взяла 4 огурца и 2 помидорки. (Ребенок выкладывает задачу с помощью карточек на доске).
Воспитатель: Сколько всего овощей мама использовала для приготовления салата?
Дети: шесть овощей.
В) Воспитатель: Я вам предлагаю составить задачу по следующему рисунку и выражению к нему. (Если дети затрудняются то решение задачи проводим с помощью наводящих вопросов).
- Что изображено на рисунке? Сколько их?
Дети: Восемь огурцов.
Воспитатель: Правильно ребята. Прачитайте запись под рисунком. Огурцов стало меньше или больше? На сколько меньше? (Отодвигаю 2 овала в сторону). Давайте сейчас поробуем составить задачу.
- Сколько сначала было огурцов?
- Сколько изрезали на салат?
- Сколько осталось?
Воспитатель: Молодца ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь я вам предлагаю поиграть «Карусели» (провожу физминутку).
Итог: Воспитатель: Ребята, что интересного и нового вы узнали на занятии?
- Что понравилось вам на занятии?
- Какие трудности вы испытывали во время занятия?