Наталия Терентьева (Евдокимова)
Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, вовсе времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Но само слово «краеведение» утвердилось в нашем языку лишь в начале XX века. Впервые оно появилось в 1916-м году в Академическом словаре русского языка и имело очень краткое объяснение: «краеведение – это изучение данного края, страны».
В настоящее время «краеведение» признают «самым массовым видом науки» (Д. С. Лихачев). Оно включает в себя и непосредственно-практическую деятельность и популяризаторскую, является одной из форм общественной деятельности. Наряду с научным краеведением в начале XX века получило широкое распространение краеведческое движение, т. к. краеведение – важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания дошкольников, оно способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура.
Ценность историко-литературного краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания дошкольников о родных местах, способствует познанию и пониманию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью и истории своего народа с историей Родины, воспитывает чувство гордости за героическое прошлое своего края.
Основные цели: формирование разносторонних знаний об истории края, его литературном и культурном наследии;
- формирование у дошкольников самостоятельных творческих умений и навыков в изучении общественно-исторических и культурных фактов;
- воспитание нравственных качеств личности дошкольника на примерах бережного отношения к литературным и историческим памятникам, на материале произведений местных авторов;
- воспитание патриотических чувств, гражданского долга;
- проба собственных творческих сил.
В нашем детском саду «Золотой ключик» п. Игим разработана парциальная программа по ознакомлению дошколят с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы». В основу моей работы по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края стала острая проблема нашего общества
Подрастающее поколение наших детей очень мало имеет, каких то понятий и знаний об истории края, где они родились и выросли. Программа «Родные просторы» закладывает детям основы национальной культуры и сознания, развивает такие качества как любознательность, самостоятельность, инициативность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для обучения в школе. В свою программу включила все разделы, затрагивающие жизнь и развитие округа. Целью данной работы является создание в ДОУ специальных условий для ознакомления дошкольников с историко-культурным наследием края, в котором они живут.
Эта программа позволит получить не только знания о родном крае, но и привьет любовь к природе, людям. Первые представления о Родине, которые получают дети дошкольного возраста, включают в себя сведения о природе, той местности, того края, где он живет, о разнообразной природы, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре.
В дошкольной педагогике – ознакомление дошкольников с родным краем – целенаправленных процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания чувства любви к Родине, уважения к историко-эстетическому наследию родного края. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных сквозь сито времен.
Воспитатель МДОУ «Золотой ключик» п. Игрим
Терентьева Наталья Анатольевна.