Елена Олейникова
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение
ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к
книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят и не хотят читать.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Чтение, детская литература
- Темочки
Художественные произведения в символической форме:
- раскрывают перед детьми смысл человеческих
отношений, переживаний.
- формирует нравственные чувства и оценки,
нормы нравственного поведения, воспитывает
эстетическое восприятие.
- способствует развитию речи, дает образцы
русского литературного языка.
Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном
становлении человека.
Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой :
• Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать
интерес к произведениям познавательного характера;
• Формировать положительное эмоциональное отношение к
«чтению с продолжением»;
• Формировать избирательное отношение к известным
произведениям фальклора и художественной литературы,
поддерживать инициативу детей в выборе произведений для
совместного слушания;
• Углублять восприятие содержания и формы произведений
(оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки
и т. д.);
• Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские
умения ( выразительное чтение наизусть: потешки, прибаутки,стихи)
Приобщение дошкольников к художественной литературе происходит :
- в процессе непосредственно образовательной деятельности
(традиционные, игровые, эксперименты
(опыты, путешествия);
- при создании игровой предметно - развивающей среды;
- в самостоятельной игровой деятельности детей;
Литературное произведение полноценно воспринимается лишь в том
случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Не стоит
забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если
литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению,
запросам, душевным побуждениям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам,
желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный
опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому
слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Существенную роль в формировании у дошкольников
интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок.
• Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
• Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
• Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
• Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
Учитывая особый, постоянный,преобладающий интерес всех дошкольников
к сказкам, обязательно поместим в уголок книги:
- 2 — 3 сказочных произведения;
- стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью;
- 2-3 книги о жизни природы, животных и растениях;
- произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.
- юмористические книги (С. Маршак, С. Михалков, М. Зощенко, Н. Носов, В. Драгунский) ;
- кроме того, в уголок можно иногда помещать книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые»книжки, которые воспитатель читает в группе в
течение длительного периода времени.
Работа с книгой состоит из трех этапов:
1. До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения : показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной,
комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова.
2. В процессе чтения идет сопоставление словесного и
иллюстративного образа.
3. После чтения проводится проверка возникших мысленных картин образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению
родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных
положительных эмоций.
Родители и педагоги – партнеры в деле приобщения детей к чтению
художественной литературы.
В этом направлении могут быть использованы:
• Информационные стенды
• Совместные мероприятия (досуги, викторины)
• Совместная проектная деятельность
• Изготовление атрибутов, костюмов для
театрализованной деятельности
• Поощрение семей, посещающих библиотеку
• Помощь в обогащении книжного уголка группы и другое.
Основными методами ознакомления дошкольников с художественной
литературой являются следующие :
• Словесный
• Практический
• Наглядный
Словесный метод сочетает в себе такие приемы как:
• Чтение произведений. Чтение с
продолжением.
• Вопросы к детям по содержанию
произведений
• Пересказ произведения
• Заучивание наизусть
• Выразительное чтение
• Беседа по произведению
• Прослушивание аудиозаписи
Практический метод включает:
• Элементы инсценировки.
• Игры-драматизации
• Дидактические игры
• Театрализованные игры
• Использование разных видов театра
• Игровая деятельность.
• Инсценирование.
Наглядный метод подразумевает:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек
• Элементы инсценировки
• Движение пальцами, руками
• Схемы
• Алгоритмы
• Просмотр видеоматериалов
• Оформление выставки
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы
вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
К. Г. Паустовский