Папки-передвижки

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Елена Олейникова
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение

ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к

книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят и не хотят читать.

Темочки:

Художественные произведения в символической форме:

- раскрывают перед детьми смысл человеческих

отношений, переживаний.

- формирует нравственные чувства и оценки,

нормы нравственного поведения, воспитывает

эстетическое восприятие.

- способствует развитию речи, дает образцы

русского литературного языка.

Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном

становлении человека.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой :

• Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать

интерес к произведениям познавательного характера;

• Формировать положительное эмоциональное отношение к

«чтению с продолжением»;

• Формировать избирательное отношение к известным

произведениям фальклора и художественной литературы,

поддерживать инициативу детей в выборе произведений для

совместного слушания;

• Углублять восприятие содержания и формы произведений

(оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки

и т. д.);

• Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские

умения ( выразительное чтение наизусть: потешки, прибаутки,стихи)

Приобщение дошкольников к художественной литературе происходит :

- в процессе непосредственно образовательной деятельности

(традиционные, игровые, эксперименты

(опыты, путешествия);

- при создании игровой предметно - развивающей среды;

- в самостоятельной игровой деятельности детей;

Литературное произведение полноценно воспринимается лишь в том

случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Не стоит

забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если

литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению,

запросам, душевным побуждениям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам,

желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный

опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому

слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Существенную роль в формировании у дошкольников

интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок.

• Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

• Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

• Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Учитывая особый, постоянный,преобладающий интерес всех дошкольников

к сказкам, обязательно поместим в уголок книги:

- 2 — 3 сказочных произведения;

- стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью;

- 2-3 книги о жизни природы, животных и растениях;

- произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.

- юмористические книги (С. Маршак, С. Михалков, М. Зощенко, Н. Носов, В. Драгунский) ;

- кроме того, в уголок можно иногда помещать книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые»книжки, которые воспитатель читает в группе в

течение длительного периода времени.

Работа с книгой состоит из трех этапов:

1. До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения : показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной,

комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова.

2. В процессе чтения идет сопоставление словесного и

иллюстративного образа.

3. После чтения проводится проверка возникших мысленных картин образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению

родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных

положительных эмоций.

Родители и педагоги – партнеры в деле приобщения детей к чтению

художественной литературы.

В этом направлении могут быть использованы:

• Информационные стенды

• Совместные мероприятия (досуги, викторины)

• Совместная проектная деятельность

• Изготовление атрибутов, костюмов для

театрализованной деятельности

• Поощрение семей, посещающих библиотеку

• Помощь в обогащении книжного уголка группы и другое.

Основными методами ознакомления дошкольников с художественной

литературой являются следующие :

• Словесный

• Практический

• Наглядный

Словесный метод сочетает в себе такие приемы как:

• Чтение произведений. Чтение с

продолжением.

• Вопросы к детям по содержанию

произведений

• Пересказ произведения

• Заучивание наизусть

• Выразительное чтение

• Беседа по произведению

• Прослушивание аудиозаписи

Практический метод включает:

• Элементы инсценировки.

• Игры-драматизации

• Дидактические игры

• Театрализованные игры

• Использование разных видов театра

• Игровая деятельность.

• Инсценирование.

Наглядный метод подразумевает:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек

• Элементы инсценировки

• Движение пальцами, руками

• Схемы

• Алгоритмы

• Просмотр видеоматериалов

• Оформление выставки

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы

вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

К. Г. Паустовский

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 18:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Олейникова (УИ 2260207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД