Маинова Ольга
Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОО ЦРР детский сад № 17 «Василёк» го. Лобня
Подготовила: воспитатель старшей группы
№7 «Божья коровка», Маинова О. А.
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина»
«Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра — это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
В. А. Сухомлинский.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает этот мир. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень своего развития в творческой деятельности! Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом нашего подрастающего поколения.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного образовательного пространства с применением игровых педагогических технологий дети без перегрузок и напряжения усваивают программный материал. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько ещё слёз проливают ребятишки, которым трудно учиться.
Проблема умственного воспитания в широком смысле слова относится к числу тех проблем, которые появляются при формировании творческого мышления и развития самостоятельности детей. Встаёт вопрос, а как мы можем помочь нашим детям развить свои творческие и умственные способности для того, чтобы быть успешными в дальнейшем.
Изучив и проанализировав ряд источников, высказываний и мнений таких известных педагогов, как Бориса Павловича Никитина, Льва Семёновича Выготского по данной проблеме, я решила использовать в своей работе технологию развивающих игр Никитина. Девизом моей деятельности послужили слова автора
«Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания», которые способствуют развитию логического мышления, создают благоприятные условия для формирования ценного качества как – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Таким образом, я поставила перед собой цель: Способствовать повышению уровня интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр Б. П. Никитина в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
И сформулировала задачи:
1. Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей;
2. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация);
3. Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а так же навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Главное, чем привлекли моё внимание эти развивающие игры, — это их многофункциональность и безграничный простор для творчества. В них может играть и взрослый, и малыш. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков из дерева, квадратов. Задания даются в различной форме — в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции — и так ребенок знакомиться со всеми возможными способами передачи информации. В основу этих игр положены принципы – «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «включение в каждое игровое занятие работу ребёнка с индивидуальным дидактическим материалом». Если придерживаться одного из главных принципов: от простого к сложному, то ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Развивающая технология объединяет в себе элементы здоровье сберегающей и игровой технологий.
Особое внимание уделяется развивающей среде группы, которая стимулирует интерес детей к обследованию предметов: определение формы, количества, разложению простых зависимостей между объектами. В игротеке достаточно интересных развивающих игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Лото», «Геометрическая мозаика», «Лего», «Пазловые мозаики», «блоки Деньеша», «Цветние палочки Кюизенере», «Счётные палочки». Но большее внимание уделяю играм Никитина. Детей познакомила с играми «Сложи узор», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Дроби». Предложенные игры вызвали повышенный интерес, ребята стали рассматривать, экспериментировать. Ведя наблюдения за каждым ребёнком, можно определить, когда и какую из игр «включать». И это становиться творческой задачей уже для меня самой.
Начинали с посильных заданий или с более простых их частей, потому что успех в самом начале – это обязательное условие. Поэтому старалась делать всё возможное, чтобы заинтересовать детей. На начальном этапе я оживляла игру сказкой или рассказом, мы с детьми давали имена узорам, рисункам, вместе фантазировали.
Разнообразные по своему содержанию игры, не терпят принуждения а создают атмосферу свободного и радостного творчества. Нельзя требовать и того, чтобы ребенок с первой попытки решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и лучше подождать день, неделю, месяц или даже больше. Я не объясняю детям правил игры, не показываю как надо. Они должны сами решить задачу от начала до конца. И поэтому все задания дети выполняют самостоятельно. Мне приходится набраться терпения и не подсказывать, тем самым я даю возможность думать и делать все самим, и находить ошибки. Моя задача заключалась в том, чтобы уровень задачи был не слишком лёгким и не слишком тяжёлым, и «корректировать» действия ребёнка. Радуясь вместе с ним удачно найденному решению, я стимулирую его к будущим победам.
Несмотря на свою внешнюю простоту, эти игры являются отличным средством для развития фантазии, мелкой моторики (соответственно и речи, с их помощью тренируется внимание, а также формируется восприятие цветов и форм в пространстве. И этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Игры расположены в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование их не только в образовательном процессе, но так же в индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.
Для родителей проводила мастер-классы, практикумы, консультации. В ходе кропотливой работы создавались новые, усложнённые варианты игр. И так, родители вовлекались в процесс познания игровых технологий.
Для достижения оптимальных результатов в перспективе планирую создавать новые варианты заданий для выявления одарённости детей в интеллектуальном развитии. Изготовить и познакомить детей с другими развивающими играми («Точки», «Угадай-ка», «Рамки и вкладыши»). Считаю необходимым обобщать и знакомить с опытом своей работы педагогический и родительский коллективы.
Использование развивающих игр Б. П. Никитина как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Игры Никитина Б. П. «Сложи квадрат», «Сложи узор» и другие сразу же пришлись по душе детям. Ребенок играя, взаимодействуя с играми, открывает для себя мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал и формирует детскую индивидуальность, дети смогут легче получать новые знания, доказывать, фантазировать, рассуждать, логически мыслить и делать выводы.
Закончить своё выступление хочу словами Бориса Павловича Никитина: «Игрушки, игры – одно из самых сильных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность».