Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива

Маинова Ольга
Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОО ЦРР детский сад № 17 «Василёк» го. Лобня

Подготовила: воспитатель старшей группы

№7 «Божья коровка», Маинова О. А.

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина»

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра — это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Публикация «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает этот мир. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень своего развития в творческой деятельности! Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом нашего подрастающего поколения.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного образовательного пространства с применением игровых педагогических технологий дети без перегрузок и напряжения усваивают программный материал. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько ещё слёз проливают ребятишки, которым трудно учиться.

Проблема умственного воспитания в широком смысле слова относится к числу тех проблем, которые появляются при формировании творческого мышления и развития самостоятельности детей. Встаёт вопрос, а как мы можем помочь нашим детям развить свои творческие и умственные способности для того, чтобы быть успешными в дальнейшем.

Изучив и проанализировав ряд источников, высказываний и мнений таких известных педагогов, как Бориса Павловича Никитина, Льва Семёновича Выготского по данной проблеме, я решила использовать в своей работе технологию развивающих игр Никитина. Девизом моей деятельности послужили слова автора

«Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания», которые способствуют развитию логического мышления, создают благоприятные условия для формирования ценного качества как – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Таким образом, я поставила перед собой цель: Способствовать повышению уровня интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр Б. П. Никитина в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

И сформулировала задачи:

1. Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей;

2. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация);

3. Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а так же навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Главное, чем привлекли моё внимание эти развивающие игры, — это их многофункциональность и безграничный простор для творчества. В них может играть и взрослый, и малыш. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков из дерева, квадратов. Задания даются в различной форме — в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции — и так ребенок знакомиться со всеми возможными способами передачи информации. В основу этих игр положены принципы – «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «включение в каждое игровое занятие работу ребёнка с индивидуальным дидактическим материалом». Если придерживаться одного из главных принципов: от простого к сложному, то ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Развивающая технология объединяет в себе элементы здоровье сберегающей и игровой технологий.

Особое внимание уделяется развивающей среде группы, которая стимулирует интерес детей к обследованию предметов: определение формы, количества, разложению простых зависимостей между объектами. В игротеке достаточно интересных развивающих игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Лото», «Геометрическая мозаика», «Лего», «Пазловые мозаики», «блоки Деньеша», «Цветние палочки Кюизенере», «Счётные палочки». Но большее внимание уделяю играм Никитина. Детей познакомила с играми «Сложи узор», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Дроби». Предложенные игры вызвали повышенный интерес, ребята стали рассматривать, экспериментировать. Ведя наблюдения за каждым ребёнком, можно определить, когда и какую из игр «включать». И это становиться творческой задачей уже для меня самой.

Начинали с посильных заданий или с более простых их частей, потому что успех в самом начале – это обязательное условие. Поэтому старалась делать всё возможное, чтобы заинтересовать детей. На начальном этапе я оживляла игру сказкой или рассказом, мы с детьми давали имена узорам, рисункам, вместе фантазировали.

Разнообразные по своему содержанию игры, не терпят принуждения а создают атмосферу свободного и радостного творчества. Нельзя требовать и того, чтобы ребенок с первой попытки решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и лучше подождать день, неделю, месяц или даже больше. Я не объясняю детям правил игры, не показываю как надо. Они должны сами решить задачу от начала до конца. И поэтому все задания дети выполняют самостоятельно. Мне приходится набраться терпения и не подсказывать, тем самым я даю возможность думать и делать все самим, и находить ошибки. Моя задача заключалась в том, чтобы уровень задачи был не слишком лёгким и не слишком тяжёлым, и «корректировать» действия ребёнка. Радуясь вместе с ним удачно найденному решению, я стимулирую его к будущим победам.

Несмотря на свою внешнюю простоту, эти игры являются отличным средством для развития фантазии, мелкой моторики (соответственно и речи, с их помощью тренируется внимание, а также формируется восприятие цветов и форм в пространстве. И этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Игры расположены в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование их не только в образовательном процессе, но так же в индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.

Для родителей проводила мастер-классы, практикумы, консультации. В ходе кропотливой работы создавались новые, усложнённые варианты игр. И так, родители вовлекались в процесс познания игровых технологий.

Для достижения оптимальных результатов в перспективе планирую создавать новые варианты заданий для выявления одарённости детей в интеллектуальном развитии. Изготовить и познакомить детей с другими развивающими играми («Точки», «Угадай-ка», «Рамки и вкладыши»). Считаю необходимым обобщать и знакомить с опытом своей работы педагогический и родительский коллективы.

Использование развивающих игр Б. П. Никитина как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Игры Никитина Б. П. «Сложи квадрат», «Сложи узор» и другие сразу же пришлись по душе детям. Ребенок играя, взаимодействуя с играми, открывает для себя мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал и формирует детскую индивидуальность, дети смогут легче получать новые знания, доказывать, фантазировать, рассуждать, логически мыслить и делать выводы.

Закончить своё выступление хочу словами Бориса Павловича Никитина: «Игрушки, игры – одно из самых сильных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива
Опубликовано: 16 января 2021 в 23:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством развива» (включая файлы) размещена пользователем Маинова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД