Ирина Пона
Развитие интегративных качеств ребенка посредством бумажной пластики
▼ Скачать + Заказать документы
Современное развитие российского общества, ставит перед нами одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. А это возможно только при развитии всех качеств ребенка.
Публикация «Развитие интегративных качеств ребенка посредством бумажной пластики» размещена в разделах
Не случайно, федеральный государственный образовательный стандарт видит результатом освоения программы сначала интегративные качества ребенка, а затем уже знания и навыки, полученные им. Исходя, из этого я ставлю своей целью развитие интегративных качеств и реализовывать я буду их через задачи:
1. Развивать мелкую моторику, которая оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
2. Желание участвовать в экспериментировании.
3. Воспитывать отзывчивость.
4. Учить воспитывать вербальные и невербальные средства общения.
5. Развивать умение планировать свои действия.
6. Способность воплотить собственный замысел
7. Работать по образцу.
Все эти задачи я решаю с помощью Оригами. Это японское искусство складывания из бумаги различных фигурок. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой необходимо активизировать мыслительные процессы.
Так Сухомлинский В. А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В современной образовательной практике проектный метод, помогает решению какой – то проблемы, в этом случае педагог выступает, как источник информации, главным условием, при этом остаётся самостоятельная активность ребенка. Проектная деятельность является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решениями ориентируется на интересы других детей. Проектная деятельность ориентируется на потребности и интересы детей, и проводится в рамках разработанной темы, направленная на достижение целей, предполагает долгосрочную деятельность, продолжающаяся несколько дней, недель и месяцев, дает возможность ориентированию на жизненные ситуации детей и на их самостоятельное обучение.
Своим опытом я делюсь на мастер – классах. Для достижения положительного результата в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса, любая деятельность воспринимается ими положительно. Они высказывают свои наблюдения, что с помощью Оригами дети стали более аккуратны и усидчивы.
В процессе работы развивается :
• Мелкая моторика пальцев рук - оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга т. к. равное использование правой и левой рук в процессе занятий оригами способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.
• Сенсорное восприятие - глазомер;
• Развивает конструктивное мышление - в процессе сборки фигурок ребёнок соотносит наглядные символы (фото и схемы в инструкции) со словесными (описание шагов) и переводит их значения в практическую деятельность.
• Стимулируют развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы
• Волевые качества - усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п. ;
• Художественные способности и эстетический вкус т. к. оригами развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, и представлять по ним изделия в объёме.
• Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
• Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
• Знакомит ребё нка с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребёнка специальными терминами;
• Положительно воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка, что является особенно важным для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.
Для изучения системы мониторинга в ГБДОУ мы прослушали несколько семинаров: изучили структура мониторинга, диагностический инструментарий, технологию наблюдения, методы, позволяющие получить достаточный объем информации в оптимальные сроки. Особое внимание нами было обращено на отличие мониторинга в соответствии с ФГОС До от ранее проводимой диагностики: в настоящее время проводится мониторинг качества освоения детьми образовательных областей, а не ЗУН (как ранее, что позволяет определить актуальные проблемы воспитания и обучения каждого ребенка и организовать его педагогическое сопровождение.
После этого я по своей теме «Развитие дошкольников средствами бумажной пластики» смогла выделить критерии в каждом интегративном качестве. Так, например качество - физически развитый, определяем как в нашей работе развивается мелкая моторика.
Развитие эмоциональной отзывчивости происходит, когда фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. И здесь мы определяем, как дети сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов.
Перед обучением складыванию дети экспериментальным игровым путём знакомятся со свойствами бумаги. И в интегративном качестве - любознательный, активный – развивается познавательное экспериментирование.
В связи с проведением мониторинга выявлены следующие результаты:
1. Повысились результаты по мелкой моторике
2. Выросло желание экспериментировать
3. Появилось сопереживание, дети стали больше использовать вербальные и невербальные средства общения.
4. Развились умения планировать свои действия, способность воплощать свой замысел, работать по правилам и образцам.
Благодаря мониторингу в конце учебного года мы можем сделать выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей ребенка, что поможет нам повысить качество образования.
В связи с проведением мониторинга я сделала планирование, которое рассчитано на 2 года обучения. Где на первом году обучения дети учатся делать поделки вместе с воспитателем, а на втором, уже самостоятельно, опираясь на пооперационную карту