Светлана Роганова
Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Публикация «Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
К подготовительному дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это одна из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил общения.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между своими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, особенно, это касалось детей с ОВЗ, которые хотели быть участниками всех мероприятий. Но их не всегда принимали в совместную деятельность сверстники, при этом происходили частые ссоры, конфликты, не пытаясь, услышать друг друга, они были агрессивны.
Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.
Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками.
И сделала выводы о необходимости помочь детям, а особенно детям с ОВЗ наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых играх, а также в театрализованной деятельности. Театр радует детей, развлекает и развивает их, именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у детей. Упор делаю на деток с ОВЗ, мне очень хотелось, чтоб именно эти дети стали полноценными участниками повседневной жизни группы, чтоб сверстники приняли их, перестав дразнить и насмехаться.
Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, в которой он сам участвует. Обе роли являются, для развития очень значимы.
Содержание театрализованной деятельности включает в себя :
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры драматизации;
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения;
упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.
Детей подготовительного дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).
Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.
В течение двух лет пребывания в группе, дети с ОВЗ участвовали во всех театрализованных постановках.
Действуя в роли, дети могли не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет.
Это развивало чувства детей, а эстетические переживания помогали им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребенок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декорации были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества между всеми детьми, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля все дети научились выделять цели, средства её достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. Успешно были показаны спектакли:"По дорогам Пушкинских сказок", «Снегурочка», «По дороге Бременских музыкантов», «Красная шапочка», «Морозко», «Ночные сны», «Заяц-хваста» и т. д.
В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя, и даже создания целого спектакля.
Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Хочу зачитать статью из Кинельской газеты «Дарить радость». В постановке спектакля «Бременские музыканты» и «Путешествие волшебной стрелы», где дети сами придумывали сценки, жесты, мимику. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. С радостью видела, что детки, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и не заурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли в играх-ситуациях. (Костя К., Максим Б.)
Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Угадай, кто я
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребенок выходит вперед, берет атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт». 5,4,3,2! – старт! (Ситуация - соревнования спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знания и норм в общении.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую - либо пословицу:
«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»
«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»
«Нет друга - ищи, а найдешь - береги»
«Как аукнется, так и откликнется»
Покажи сценку
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились - помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашел на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощение, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришел в библиотеку – попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, что бы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у оного ребенка нет игрушки - поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришел с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
Передача чувств
Цель: развивать понимание настроения других, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Ведущий демонстрирует способы невербального поощрения, порицания или наказания. Дети повторяют и отгадывают: погладить по голове, похлопать по плечу, покачать головой