Мария Семенченко
Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания и взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего опыта работы:
«Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй»
Объект исследования: объектом исследования является процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием трудового воспитания в дошкольном учреждении.
Публикация «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания и взаимодействия с семьей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Предмет исследования: предметом моего исследования является трудовая деятельность детей и выявление форм и методов, способствующих трудовой деятельности во взаимодействии с семьёй.
Постановка проблемы трудового воспитания определила тему моей работы:
Цель опыта работы:
формирование у детей нравственно ценных качеств,осознания важности труда для общества,положительного иответственного отношения к собственному труду и взрослых,вовлечениедошкольников в практическую деятельностьво взаимодействии с семьёй Исходя из поставленной цели, я сформировала следующие задачи опыта работы:
формировать у детей трудовые умения и навыки их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
формировать нравственно-трудовые качества : трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам их труда, оказания посильной им помощи
расширять и углублять знания детей о труде взрослых, представления о разнообразии профессий, трудовых процессов и результатов труда
приучать детей к соблюдению навыков культуры труда : знать и находить то, что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и просьбе воспитателя
воспитывать положительные взаимоотношения у детей с взрослыми и сверстниками, чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества, поощрять стремление детей помогать друг другу
воспитывать у детей положительные личностные качества : привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности к участию в труде, умению адаптироваться в социуме
организовывать взаимодействие детей, воспитателей и родителей в совместной практической деятельности для создания единого образовательного пространства
Гипотеза: предполагаю, что взаимодействие с семьями воспитанников будет более эффективным в формировании интегративных качеств личности детейпри использовании комплекса форм и методов трудового воспитания, включая нравственноевоспитание дошкольников.
Методологической основой опыта являются: труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей, ведущие теоретические положения педагогики о роли труда в социализации личности детей.
Теоретическая значимость опыта: подбор различных форм, методов работы с детьми, специалистами, родителями в формировании и развитии интегративных качеств социализации личности детей и создания единого образовательного пространства через трудовое воспитание.
Практическая значимость опыта состоит в разработке методических рекомендаций, занятий, консультаций, перспективного планирования, деловых игр, собраний, проектов и семинаров. Результаты исследования могут быть учтены в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и семейном социуме и рекомендованы в помощь педагогам и родителямпоформированиюнравственно - трудового воспитания в детском саду и семье.
Методы исследования:изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, игры, наблюдение в ходе игровой и трудовой деятельности, занятия, беседы, проекты, игровые и трудовые методы, анализ результатов педагогического опыта.
Динамичность:детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы, методы и направления работы детского сада с семьей. И результатом такой работы должна быть динамичность, так как без неё труд воспитателей становится бессмысленным.
Актуальность
Любой труд делает человека
более радостным,
болеетворческим, умным,
культурным, образованным,
нравственно развитой личностью.
В. А. Сухомлинский
Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем трудового воспитания подрастающего поколения:
недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности
несформированность готовности детей к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели
приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни»
иждивенчество
подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации.
Вусловиях научно-технического прогресса Кубани и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения, выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы, где принимают на работу людей квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.
В этой ситуации очень важной и актуальной на сегодняшний день задачей, является трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приученные к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования нравственно – трудовой личности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»говорится, что "государственная политика направлена на интеграцию личности, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, любви к семье. Формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживании и элементарном бытовом труде (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7) В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать не только как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу, но и как средство нравственного воспитания.
По моему убеждению, опыту трудовоеи нравственное воспитание не разделимы.
Когда мы, взрослые, печёмся о нравственном воспитании детей, то очень часто это делаем так, как будто нравственность – автономная область жизни или какой-то «предмет», который мы должны преподавать нашим детям.
Нравственность – это то, как мы живём, как трудимся, что одушевляет нашу жизнь.
Нравственное учение действенно лишь в том случае, если оно воплощается нами в жизни, а не остаётся на бумаге и словах.
Как писал К. Д. Ушинский: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А это значит, что ещё в дошкольном возрасте надо решать проблему трудового воспитания, которое связано с нравственным воспитанием.
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности.
Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей в доступной форме к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.