Любовь Шабала
Формирование интегративных качеств дошкольника в процессе экскурсий в природу
▼ Скачать +Заказ
Слайд 1
Формирование интегративных качеств дошкольника в процессе экскурсий в природу.
Слайд 2
Дошкольный возраст – это период фактического формирования личности, и время, когда ребёнок проходит основной этап социализации к окружающему его миру, поэтому становлению и развитию личностных интегративных качеств своих воспитанников мы придаём особое значение.
Публикация «Формирование интегративных качеств дошкольника в процессе экскурсий в природу» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются формы и средства воспитания и обучения. С введением ФГОС в дошкольном учреждении в педагогической практике ведется образовательная деятельность с применением различных форм организации обучения.
Слайд 3
Работая по теме «Экологическое воспитание дошкольников», мной была поставлена
цель: Создание условий для формирования интегративных качеств дошкольника в процессе экскурсий в природу.
Основываясь на своем опыте, пришла к выводу, что экскурсия в старшем дошкольном возрасте наиболее приемлемая форма работы при решении задач в развитии интегративных качеств дошкольников.
Слайд 4
Структура экскурсии позволяет интегрирование таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что соответствует ФГОС.
Содержание экскурсий осуществляется на основе Образовательной программы ДОУ, построенной с учетом ФГОС ДО, содержательного компонента программы «Успех»» и парциальной программы «Наш дом – природа» автора Н. А. Рыжовой.
В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают : вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении полученных знаний. Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе несколько направлений работы с дошкольниками. Такие экскурсии называются комплексными.
Рассмотрим, как же развиваются интегративные качества старшего дошкольника в ходе экскурсий в природу.
Слайд 5
Интегративное качество "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Поэтому, находясь на экскурсии, дети используют упражнения с применением естественных условий (деревья, пеньки, ветки, природный материал для проведения подвижных игр. Например, «кто быстрее добежит до березы», «с кочки на кочку». Систематически проводимые экскурсии в природу усиливают двигательную активность, что повышает работоспособность и удовлетворяет потребность растущего и развивающегося организма в свежем воздухе. Формируется желание вести здоровый образ жизни.
Слайд 6
Интегративное качество "Эмоционально отзывчивый"
Находясь на экскурсии в природу, стараюсь использовать как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности. Уважения друг к другу. Привлекаю детей к оценке действий товарищей в природе (сломанная ветка, обрывание листьев с деревьев и кустов, разрушение муравейников, замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Моя задача – увлечь детей содержанием дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
На экскурсиях мы знакомимся не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. Например лесопосадка в лесном массиве. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.
Свои впечатления, возникающие в процессе экскурсий, дети отражают в разнообразной самостоятельной деятельности (игре, рисовании, аппликации, лепке)
Слайд 7
Интегративное качество "Любознательный, активный"
На экскурсиях дети знакомятся с новым, интересная познавательная деятельность вызывает у детей радостные переживания. Положительный эмоциональный опыт способствует перенесению полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность в центрах «Зеленая лаборатория», «Опыты и эксперименты». Совместная деятельность объединяет детей, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Известно, что К. Д, Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность на экскурсиях, я помогаю им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать и делать выводы, обобщения.
Слайд 8
Интегративное качество "Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения"
Как и в других видах деятельности, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена, листья для гербария) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности.
Совместно с детьми обговариваем правила безопасного нахождения в природе, обосновывая поведение во время экскурсии. В свободной деятельности для детей младших групп рисуем плакаты запрещающих действий в лесу, парке, участке детского сада.
Слайд 9
Интегративное качество "Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту"
При организации организованной образовательной деятельности знакомлю детей с народными традициями, обрядами, его населением, что, несомненно, оказывает влияние на формирование нравственных ценностных ориентаций и отношений у дошкольников и в этом неоспорима роль экскурсий. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Слайд 10
Интегративное качество "Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"
При организации экскурсии привлекаю родителей, которые рассказывают детям о своей работе, семейных традициях, любимых местах отдыха. В процессе деятельности формируется представление о природе родного села.
Слайд 11
Интегративное качество "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"
Впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности - игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка проводится рисование на тему «Наш парк зимой», после прогулки на луг - предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы», во время проведения экскурсии в осенний лес дети сплели венки из стеблей растений и организовали хороводную игру «Со вьюном я хожу». Материал, собранный на экскурсии в природу тщательно сортируется, высушивается, размещается в экспериментальном, творческом центрах. У ребенка формируется умение анализировать, обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы деятельности, делать простейшие выводы и умозаключения.
Слайд 12
Таким образом, экскурсии дают возможность развивать интегративные качества дошкольников, что соответствует ФГОС ДО.
Используемая литература:
1. Куликова Т. А «Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста». М., Просвещение,1985.
2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М. ,1980.
3. «Психолого-педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника». Опубликовано 15.10.2012 - Шаповалова Ольга Александровна
Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
4. «Наш дом – природа» Н. А. Рыжова.