мартынова ирина
Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
]РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
Мартынова И. Ю.,
МАДОУ «Детский сад № 210» комбинированного вида, г. Новокузнецк
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе кото-рой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображе-ние, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Публикация «Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру» размещена в разделах
Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту спо-соб усвоения общественного опыта.
Д. В. Менджерицкая
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружа-ет его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это, же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, побуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связями между предметами и явлениями позволит игра.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские го-ды и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игра привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.
Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения : игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, все-сторонне;
игра как средство приобретения проработки знаний.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ре-бенка дошкольного возраста.
Известно, какую роль игра выполняет в жизни ребенка, захватывая его мысли и чувства. Педагоги и родители знают, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другой вид деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности для ребенка, игра имеет большое значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их отношения усугубляются, уточняются и по-новому действуют на них.
В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные игры.
Сегодня мы поговорим о дидактической игре. Дидактические игры как своеоб-разное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Первые дидактические игры были созданы народом. До сих пор к числу люби-мых детьми относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, пре-одолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, про-являются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игро-вых интересов создаются интеллектуальные игры.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопле-ние чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать. Делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это мо-жет быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей принося им удовольствие. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидакти-ческой задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запре-щающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «черное», «белое». В игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.
Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо определять, «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, спо-собствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспи-танию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умствен-ного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение кото-рой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - Всегда плохая игра».
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой. Юмором. Ув-лечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Так же следует учитывать темперамент детей. Многие настольные дидактиче-ские игры, в частности карточная, носят азартный характер, и если кто-либо из игроков постоянно проигрывает, за столом разгораются нешуточные страсти. Поэтому советуем включать в игру взрослого или ребенка постарше, чтобы он следил за игрой и разряжал обстановку, не доводя дело до слез и драки. Между прочем, многие дети любят играть вместе совзрослыми, только не забывайте, что у вас перед ними огромное преимущество - постарайтесь умерить свой пыл и не выигрывайте слишком часто. Дидактические игры также используют при обучении детей родному языку, формировании элементарных ма-тематических представлений, формировании представлений о предметах и их свойствах, о растениях, животных и т. д.
Так же дидактические игры являются почти обязательной частью многих заня-тий. В этой форме они чаще всего проводятся в виде дидактических игр и упражнений с наглядным материалом: предметами, картинками. Детей учат различать с помощью раз-личных анализаторов предметы, определять их свойства и качества. Воспитывать умение сравнивать предметы по внешним признакам (чем похожи, чем отличаются, группировать (посуда, одежда, овощи) и классифицировать (посуда, чайная, столовая, кухонная).
Так, детей дошкольного возраста обучают узнавать форму предметов не только зрительно, но и путем осязания. Помогает этому дидактическая игра «Чудесный мешочек» Ребенок опустит руку в мешочек, ощупывает какой-либо из находящихся в нем предметов и рассказывает о его признаках, а остальные по этому описанию отгадывают его. Педагог объясняет правила игры, учит детей, какие признаки надо называть, когда ощупываешь предмет.
В игре «Что съел?» нужно определить овощи и фрукты на вкус. В игре «Угадай растение» кукла поливает, рыхлит землю, а дети угадывают и называют и само растение (фикус, хлорофитум, аспагарус, и действие персонажа.
В дидактической игре «Чего не стало?» ее участники запоминают название ве-щей, предметов, реже других используемых в быту или похожих внешне: посуда - молоч-ник, селедочница, сахарница, салатница; мебель - кресло, стул, табуретка; обувь - тапочки, сапоги, туфли; транспорт - автобус, троллейбус, трамвай. И другие игры.
Используя картинки. Дети учат группировать предметы. Аналогично проводятся упражнения на закрепления представлений дошкольников об овощах и фруктах. Частях суток, математических представлений и т. д.
Таким образом, руководя играми детей, взрослый использует разнообразные ви-ды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о при-роде, предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.
Литература
1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. История зарубеж-ной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с. 131 – 140.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.
3. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи : исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. – 1987. - № 2. – с. 60 –72.
4. Андреева Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории. : Дис. … канд. псих. наук., - М., 2000. 143 с.
5. Антонов Л. И., Медведков В. М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.
6. Архиреева Т. В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. : Дис. … канд. псих. наук – М., 1990. – 169 с.