Наталья Ланина
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.
Игровая деятельность имеет важное значение в развитии ребенка. Игра - это одно из важных средств познания окружающего мира, сложная, внутренне мотивированная, но в тоже время легкая и радостная для каждого малыша деятельность. Она способствует поддержанию хорошего настроения, обогащению чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Игра является важным условием социального развития : в ней дети учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретают навыки произвольного поведения и самостоятельности, учатся общаться со сверстниками и старшими детьми.
Публикация «Развитие игровой деятельности в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Игра не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть – со взрослыми, со старшими детьми. В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в воображаемом пространстве, представляемом. В игре происходит «оживление» игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться друг от друга. Благодаря игре обычный носовой платок может стать одеялом или плащом, цветком, скатертью, а простой карандаш – превращается в самолет, флаг, градусник.
Все это происходит в сознании, в фантазии ребенка. Чтобы игра стала развивающей, ребенка надо научить играть. Благоприятным периодом для зарождения игры является ранний возраст. Именно в этом возрасте создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры. Ее суть заключается в самом процессе действий ребенка с игрушками или предметами-заменителями. Игра «понарошку», отсюда и название – процессуальная. Ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, о чем он узнает из мультфильмов и детских книжек.
Значительное место в игровой деятельности детей раннего возраста занимают сюжетные игры со строительным материалом. В основе их лежат конструктивные умения детей. Такие игры разворачиваются вокруг простых построек (дорожка, по которой идут куклы, едут машины; забор, за которым живут животные; поезд, на котором едут разные герои; ворота, домик, башенка, мебель, которые обыгрываются с куклами, соразмерными строительному материалу; гараж для машин и др.)
Сюжетные игры со строительным материалом включают в себя два этапа: создание постройки (взрослым, детьми совместно со взрослым, самими детьми) и ее обыгрывание (создание вокруг постройки цепочки игровых действий). Игры детей раннего возраста в основном не устойчива, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.
Сюжетно - ролевые игры – игры, являются зеркальным отражением поведения взрослого в быту, к ним относятся игры с куклой (дочки-матери, врач, садовник и д. р.) Этот вид игры начинает формироваться к 2- 2,5 годам, хотя кормить, укачивать куклу, укладывать ее спать ребенок начинает раньше в 1г. 5 мес. -1г. 9 мес.
Дидактические игры. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактичес-кая задача, она скрыта от ребенка игровой задачей. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой –(«Что лишнее», «Дорисуй картинку», «Где чей малыш», «Кто где живет», «Собери по цвету, форме, величине» и др).
Сенсорные игры - эти игры дают ребенку опыт взаимодействия с самыми разнообразными материалами: бумага, песок, глина, пластилин, дерево, вода и др. Данный вид игр позволяет развить сенсорные ощущения : зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Игры с сыпучими материалами, пластилином. При взаимодействии с песком, сыпучими материалами у детей стабилизируется эмоциональное состояние; развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.
Игры с предметами – позволяют ребенку развить внимание, память, мышление, речь. Это игры с пирамидками, кубиками, матрешками, вкладышами.
Сачки, удочки, черпачки. В процессе этих игр-занятий дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляния игрушки различными орудиями. Например, большие и маленькие, плавающие и тонущие предметы, предметы, пригодные для ловли в воде.
Каталки, тележки, мяч. В играх с мячом, каталками и тележками ребенок учится захватывать ручки тележки или каталки, веревочку, к которой привязана машинка; управлять движением предмета, меняя его скорость и направление; координировать свои движения и движение предмета.
Игры с прищепками- игры позволяют развить мелкую моторику, воображение ребенка, внимание, мышление.
Игры - драматизации. В педагогический процесс могут быть включены игры – драматизации. Игры – драматизации используются как один из методов обогащения самостоятельных игр и формирования положитель-ных взаимоотношений. Игры – драматизации могут проводиться с использованием кукольного театра. Различные сценки, этюды по составленным сценариям помогают формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам.
Играя с ребенком:
• Создайте в семье благоприятную обстановку основанную на любви, взаимопонимании, терпении;
• Знакомьте ребенка с окружающим его предметным миром, но не забывайте о безопасности;
• Предоставьте ребенку свободу его действиям, позвольте ему поэкспериментировать с предметами, покажите сами, что именно можно сделать с предметом, как с ним играть, наберитесь терпения;
• Подберите для игр яркие игрушки. Их не должно быть много, достаточно 3 - 4х, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, ему будет сложно выбрать игрушку;
• Играя с ребенком озвучивайте все свои действия, игровая деятельность не должна происходить в тишине. Самолет – летит (ж-ж-ж).
• Постепенно сокращайте свое участие в игре, предоставьте ребенку самостоятельность;
• Повторяйте игры. Ребенок должен запомнить правила игры, последовательность действий, а когда игра усвоена, можно поменять правила, героев, а можно изменить последовательность
Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта деятельность довольно разнообразна. По своему желанию дети вольны выбирать любую игру, будь то сюжетно - отобразительная, или игра со строительным материалом, или игра- драматизация, игра- забава, подвижная игра, взрослый предложит дидактическую игру – какое разнообразие видов игр! Но это разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и занимательный труд, учение, воспитание.