елена Данько
Развитие игровой деятельности средствами макетирования
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Необходимыми условиями организации образовательной деятельности выступают :
- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;
- создание особой предметно пространственной среды позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.
Публикация «Развитие игровой деятельности средствами макетирования» размещена в разделах
Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый – партнер, создающий образы сюжетосложения и собственно предметная среда, активизирующая детскую игру.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Ведущей деятельностью в жизни старших дошкольников является режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает игровую ситуацию, придумывает события с персонажами.
Для того чтобы режиссерская игра получило свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, в нашем детском саду является макет.
Универсальный макет – знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию и объединяющий участников совместной режиссерской игры.
Макет наполняется разнообразным предметным материалом и его достоинство состоит в том, что он допускает вариативное использование мелкого игрового материала.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГР С МАКЕТАМИ
Задачи:
1. Придумать сюжет на основании имеющегося макета с предметами (фигурки, макеты пространства, предметы, помогающие производить действия) и развивать его одному или с партнером.
2. Подбирать предметы заместители для обогащения сюжета игры с макетом.
3. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Приемы:
1. Предоставление дополнительного материала для игры с макетом.
2. Беседа после игры, выделение интересного сюжета, анализ ролевого поведения детей.
3. Совместная игра с детьми с цель увлечь их, развить фантазию.
4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, бесед, просмотров видеофильмов.
Макет "Русская изба"
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ МАКЕТА
«ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА»
Цели:
• расширение и систематизация знаний детей о жизни животных в Юрском периоде.
• применение знаний, подученных в ходе просмотра видеофильмов, чтения художественной литературы, в процессе игры с макетом;
• активизация игры детей с мелкими игрушками;
Предметный материал: фигурки динозавров и деревьев, мох, элементы ландшафта.
Оборудование: Цветная и фактурная бумага, пенопласт, картон, ножницы, клей, пластилин, гуашевые краски, иллюстрации, кисти разного размера, баночки с водой.
Мероприятие Задачи
I этап – предварительная работа
Просмотр видеофильма «Юрский период».
Формирование у детей представлений об особенностях жизни животного мира в Юрском периоде.
Чтение энциклопедии «Все о динозаврах».
Знакомство с особенностями окружающего мира во времена существования динозавров.
Дидактическая игра «Животные». Закрепление представлений детей об особенностях жизнедеятельности животных во времена Юрского периода.
Викторина «Динозавры». Закрепление знаний о названиях животных Юрского периода. Формирования умения выполнять задания в команде. Развитие внимания, памяти, речи.
II этап – художественно-творческая деятельность
Коллаж «Удивительный мир Юрского периода».
Продолжение знакомства детей с окружающим миром во времена Юрского периода.
Обучение вырезанию изображений пейзажей, соответствующих выбранной тематике. Активизация интереса к работе с различными материалами. Закрепление навыков работы с ножницами. Развитие произвольного и непроизвольного внимания воспитанников.
Ручной труд
«В стране динозавров». Обучение детей мастерству поделок детей из природного материала и соленого теста. Продолжение знакомства с жизнедеятельностью динозавров. Развитие мелкой моторики.
Взаимодействие с родителями. Консультирование и обсуждение с родителями тем: «Как правильно смотреть познавательные передачи с детьми?», «Как изготовить макет в домашних условиях».
Приобщение к процессу изготовления макетов природы во времена Юрского периода.
Составление макета «Парк Юрского периода» Формирование интереса детей к процессу изготовления пейзажей с использованием природного и предметного материала. Развитие конструктивного мышления. Показ преимуществ коллективной работы. Создание условий для зарождения режиссёрской игры.
III этап – развитие и активизация игры с макетом
Дополнение макета новым природным и предметным материалами, составление и театрализация рассказов или сказок как игровых сюжетов. Организация игр с макетом на примерах следующих игровых ситуаций : «Путешествие в парк Юрского периода», «Мелколапка заблудился», «В поисках приключений» и т. д.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ
МАКЕТА «РУССКАЯ ИЗБА»
Цели:
• приобщение дошкольников к культурным традициям Родины
• расширение представлений о быте русских народов в прошлом и в современной жизни;
• формирования умения развивать и усложнять сюжет игры с макетом, используя полученные знания
Предметный материал: фигурки людей, домашней утвари.
Оборудование: Цветная и фактурная бумага, пенопласт, картон, ножницы, клей, пластилин, гуашевые краски, иллюстрации, кисти разного размера, баночки с водой, коробочки разных размеров, текстильная лента, природный материал.
Мероприятие Задачи
I этап – предварительная работа
Экскурсия в местный краеведческий музей. Знакомство детей с экспонатами музея: предметами быта и декоративно – прикладного искусства России. Развитие эстетических чувств (удивление, восхищение, радости от общения с произведениями народного творчества).
Воспитывать уважение к культурному наследию родного края.
Рассматривание тематического альбома «Ремесла Руси». Продолжать знакомить детей с основными видами декоративно – прикладного искусства России, особенности традиционных ремесел.
Дидактическая игра «Что предмет расскажет о себе?» Знакомство с назначением предметов, облегчающих труд и быт людей на Руси. Поиск детьми особенностей предметов русского быта: размеры, форма, цвета, материалы, части, функции, назначение в прошлом. Обучение нахождению предметов разной формы, но имеющих одно и тоже назначение. Обогащать словарь детей.
Развлечение
«Русские посиделки».
Создание душевной атмосферы, доброжелательной, по-домашнему теплой обстановки. Приобщение детей к участию в русских играх, танцах, конкурсах, развитие творческой активности.
Викторина «Люби и знай родной свой край».
Обобщение и систематизация знаний детей о разнообразии предметного и природного окружения малой родины, особенностях русского костюма, быта, архитектуры. Формирование целостного представления о декоративно - прикладном искусстве России. Продолжение знакомства дошкольников с культурными традициями родного края.
II-й этап – художественно-творческая деятельность
Конструирование из полос бумаги «Плетень». Формирование представления о ремесле плетения из ивовых прутьев. Знакомство детей с техникой и различными способами плетения. Развитие общей ручной умелости, мелкой моторики рук, глазомера, координации в системе «глаз-рука». Воспитание самостоятельности и инициативности.
конструирование из текстильных лент «Половичок». Знакомство детей с искусством ковроткачества – основными приемами и техникой плетения из нескольких лент. Поощрение самостоятельности при выборе цвета, ширины лент, способа их чередования. Воспитание художественного вкуса.
Конструирование из бумаги с элементами рисования «Русская изба».
Формирование у детей интереса к процессу изготовления макета русской избы из бумаги. Развитие конструктивного мышления.
Формирование интереса к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
Рисование «Подсолнушки- маленькие солнышки». Обучение изображению подсолнухов. Умению передать характерные особенности их строения и окраски. Поощрение творческого подхода к выбору техник и материалов.
Аппликация с элементами рисования «Красивое полотенце». Знакомство детей с техникой вышивки крестом. Приобщение детей к художественно-декоративной деятельности. Формирование умения использовать элементы традиционной русской вышивки для украшения рушника. Побуждение к самостоятельному созданию декоративных орнаментов. Развитие чувства цвета.
Изготовление коллажа «Дары земли русской» (коллективная работа). Систематизация знаний детей о плодородной русской земле, труде взрослых, благодаря которому эти дары появляются на столе. Обучение рисованию овощей и фруктов разными изобразительными материалами (восковыми мелками, фломастерами, маркерами, отбору фотографий, рисунков из журналов и газет, составление из них коллажа. Создание условий для свободного экспериментирования детей с разными материалами и инструментами.
Тестопластика «Петушок и курочка». Обучение детей лепке объемных изображений петуха и курочки, умению передать их форму и характерные особенности. Развитие глазомера, мелкой моторики. Воспитание самостоятельности и инициативности при выборе средств художественной выразительности.
Тестопластика «Котя-коток». Обучение лепки фигурки котика, умению передавать форму, строение, характерные особенности его внешнего вида. Формирование интереса к экспериментированию с художественными материалами для изображения пушистой «шубки».
Тестопластика
«Свинки».
Закрепление умение лепить животных, передовая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжение освоение технике лепки из соленого теста.
Тестопластика
Лепка фигурок крестьянина и крестьянки и их детей (на выбор). Обучение детей лепке фигуры человека умение передавать форму тела и отдельных частей, пропорции, детали русского народного костюма. Знакомство с традиционными русскими народными костюмами. Воспитание самостоятельности при выборе дополнительных материалов, средств образной выразительности.
Роспись готовых фигурок. Закрепление расширение представления о традиционной одежде русского народа. Продолжение формирования технических умений и навыков росписи изделий из соленого теста.
Тестопластика
Лепка предметов русского быта. Формирование представление о гончарном искусстве русского народа. Обучение детей лепке разнообразной посуды.
Роспись готовых изображений русского народного быта.
Закрепление навыков росписи изделий из соленого теста по мотивам русских народных орнаментов. Стимулирование творческого подхода к выбору элементов и составлению из них композиций для украшения посуды.
Взаимодействие с родителями. Включение родителей в воспитательно – образовательную работу и совместное выполнение с детьми творческих заданий. Составление генеалогического древа «Мой род», оформление рецепта любимого в семье блюда русской народной кухни. Участи в творческом конкурсе «Ты, Русь, наша Родина». Участие родителей в изготовлениии предметов русского народного быта, старинных фотографий для демонстрации детям.
Составление макета
«Русская изба». Продолжение знакомства детей с макетированием как видам художественно – конструктивной деятельности. Обучение умению коллективно обдумывать способы расположения фигурок, передача с помощью подручного материала образы русской народной избы. Формированию у детей устойчивого интереса к игре с макетом.
III –й этап развитие и активизация игры с макетом
Обыгрывание рассказов или сказок как игровых сюжетов. Организация игр с макетом на примерах следующих сюжетов из жизни русского народа в прошлом и сегодня: «Будни русской семьи», «Труд крестьянина и крестьянки (по сезонам)», «Праздники в русской семье», «Русская семья, её обычаи и обряды», «Гости приехали». Обыгрывание ситуации с использованием фигурок домашних животных: «На птичьем дворе», «Непослушный поросёнок», и др.
Использование пространства макета для игр с дошкольниками на развитие памяти, внимания, мышления и воображения: «Что изменилось?», «Кто больше заметит небылиц?», «Кому что нужно?».
Библиография.
1. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей 3-7 лет – М. : Сфера 2010.
2. Новоселова С. Л., Трифонова Е. В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного возраста// Преемственность в воспитании детей: Теория и практика. Смоленск 2001.
3. Трифонова Е. Р. Режиссерские игры в детском саду// Игра и дети № 4 2009.
4. Трифонова Е. В. Режиссерская игра : ее особенности и значение для развитие ребенка дошкольника // Игра и дети 2005, № 4.
5. Трифонова Е. В. Игры с макетам. //Обруч 2010г. № 2 с. 32-35.
6. Трифонова Е. В. Организация предметно – игровой среды : еще один взгляд на проблему, //Современный детский сад 2010г.