Наталья Саух
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально - пальчиковая гимнастика) я использую в работе над развитием речи. Основополагающим принципом моих музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Публикация «Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формирую в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Но основным видом музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи я считаю это пение, где основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
При проведении дыхательной гимнастики формирую правильное речевое дыхание и тренирую силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок
А при проведении песен –распевок, задаю позитивный тон и подготавливаю голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.
Для развития речевого слуха я использую на занятиях музыкально – дидактические игры, которые развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо - громко»,«Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др
Также использую для развития речи детей на музыкальных занятиях музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)
Использую музыкально – пальчиковые игры, которые
способствуют развитию
1. мелкой и крупной моторики.
2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.
3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь
Заключение
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.