Зарвигорова Светлана
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений временных ориентировок в онтогенезе.
Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления - это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток времен года смену поколений.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются дидактические игры и разнообразные игровые по форме упражнения.
1) осуществляется работа по формированию представлений : - о собственном лице,
- теле,
На этом пути важно определить ведущую руку. От того какая рука главная, будет зависеть постановка схемы коррекционного воздействия, кроме этого необходимо учитывать словарный запас ребёнка и расширять его по мере необходимости;
• покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз;
• закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью, а что находится сбоку от носа;
• где у тебя плечи, левое плечо, что находится под шеей;
• поднять “главную” руку (это левая либо правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария, объяснить ребенку, что название рук не меняется, меняется только их “главность”;
• поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку;
• закрепление дифференциации рук с помощью схемы - подойти, приложить кисть руки, определить ее название;
• соотнесение части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, правая щека, правое ухо);
• соотнесение с левой рукой, назвать части тела (левое колено, левая бровь);
• показать: левой рукой правую бровь, левую ногу и т. д. ;
• что находится выше кисть или локоть руки? (Анализ положения рук относительно собственного тела); Продолжительность работы зависит от появления уверенности ориентировки у ребенка в собственном теле.
- объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения вертикальной организации пространства тела (его вертикальной оси).
Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:
- выше всего на лице (вверху);
- ниже всего на лице (внизу);
- выше, чем (на лице);
- ниже, чем (на лице).
В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги «НАД», «ПОД», МЕЖДУ» (что находится НАД?; что находится ПОД, что находится МЕЖДУ)
Выполнение заданий должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно развернутой речевой инструкции.
2) Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: локоть, плечо колено, лопатка и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
—Подними правую руку, левую руку;
—Покажи, где у меня правая, левая рука;
—Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;
Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.
Речевой вариант
Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
3) игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. Это игры: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и т. д. Игры, в которых содержаться элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице.
4) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).
Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право. В старшей группе можно предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа. Интересны упражнения, предложенные Ф. Н. Блехер: придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой-то пространственный признак предмета или его положение по отношению к другому предмету. Например, логопед говорит : «Девочка разделась, положила свою одежду на стул, а туфли поставила?» Ребенок дополняет: «…под стул» и тд.
Ориентировка детей в окружающем пространстве, развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-низ, затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Ребенок определяет его (положение) в том случае, если предметы расположены сбоку, т. е. ближе к той или иной руке. При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Работа предусматривает использование следующих методов, упражнений:
• скажи, где находится конфета - на столе, а где она будет находиться сейчас (переместить конфету под стол, переместить её на стол и накрыть коробкой; где теперь конфета;
• переместить конфету за коробку, перед коробкой и определить её положение;
• поместить конфету сбоку от коробки, определить место её положения;
Аналогичная работа в подготовительной к школе группе проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания.
• Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. д.
• Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
• На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
• Сидя за столом определить его правый и левый края.
• Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
• Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.
• Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
• Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
• Определить последовательность воспроизведения, расположения ряда цветов радуги.
• Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
• Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
• Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении (Уменьшается.)
• Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
• Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Детям предлагаются следующие упражнения.
• Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
• Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка? (Мишка.)
Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.)
Что находится слева от мишки? (Мячик.)
Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.)
Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)
4) игры и упражнения на ориентировку в двух мерном пространстве, т. е. на плоскости, например: разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватного пространственного расположения изображенных на них объектов. Некоторые авторы (В. Г. Нечаева, Н. А. Сенкевич и д. р.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов»; хороши игровые по форме упражнения по выкладыванию лучинок: «Кто запомнит», «У кого что получилось» и др. Кроме этого следует продолжать работы над определением последовательности предметов – выложить карандаши, фишки, шары, назвать их по порядку, затем в обратном порядке. Выложить полоски из цветного картона в определенном порядке, дать ребёнку запомнить, перечислить их, закрыть полоски. Ученик должен попытаться воспроизвести заданную цепочку из цветных полосок. Такое же задание можно дать в цифровом варианте. Найти пропавшую из ряда цифру, поставить смешанные цифры по порядку. В процессе работы следить за речью ребёнка.
Дальше коррекционная работа ведется в направлении уточнения пространственного расположения фигур и букв. Задания могут быть следующими:
• нарисуй кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставь точку;
• нарисовать по речевой инструкции точку, ниже крестик, справа от крестика кружок
Процесс формирования пространственно-временных представлений у детей в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью