елена егорова
Развитие и совершенствование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и совершенствование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
Егорова Елена Владимировна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 32» г. Арзамас
Темочки:
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. По сравнению с другими музыкальными жанрами песня, благодаря слову, наиболее доступна детям по содержанию. Текс песни позволяет ребёнку понять содержание произведения, делая музыкальный образ более конкретным, и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепьяно, т. к. нередко сложный аккомпанемент затрудняет её восприятие. Исполнение песен выражает настроение ребёнка, у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувства ритма.
Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию коммуникативных качеств ребёнка. В процессе пения у него воспитываются воля, организованность, выдержка. Кроме того, сам процес формирования и развития певческого голоса активизирует работу головного мозга, развивает и укрепляет дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки, улучшает тембр голоса, что способствует выразительности речи и пения, следовательно певческая деятельность укрепляет здоровье ребенка.
Пение на ребёнка действует благотворно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос ребёнка очень эластичен и податлив, поэтому чем раньше ребёнку прививаются естественные навыки звукообразования. Тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше «выстраивается» его речевой и певческий голос. Достигается это путём подражания пению и речи взрослого.
Ежедневное звучание в группе попевок, потешек, прибауток, колыбельных, хороводов приносит ребёнку неоценимую пользу для формирования его памяти. слуха, ритма и, в конечном итоге, речи и пения.
Но как увлечь, заинтересовать детей пением? Как научить детей получать удовольствие от собственного исполнения? Опыт подсказывает, что ввести ребёнка в мир искусства необходимо через игру.
В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать многие музыкальные задачи. Когда дети играют. Они не задумываются над тем легко или трудно даётся им та или иная деятельность. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, двигаться. Благодаря использованию игровой методики музыкальные занятия проходят в атмосфере радости, непринуждённости и взаимного общения. Главное - не снизить интерес к игре, не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия.
Игровой метод является главным в работе над формированием певческих навыков. Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Для достижения цели мною были выдвинуты следующие задачи:
Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальный слух, представления, чувство ритма).
Стимулировать детей к поиску яркого, выразительного пени.
Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.
Усвоение навыков хорового пения.
Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Но освоение музыкального материала индивидуально. Кто-то из детей не испытывает ни малейшего затруднения в их выполнении, а для кого-то они представляют трудность. Именно поэтому, я применяю дифференцированный подход и индивидуальную работу с детьми («минутки вокала», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей и обязательно уровень развития певческого голоса ребёнка.
Во время музыкальных занятий использую коллективные, групповые и индивидуальные задания, которые разграничены по степени сложности. Но все они имеют развивающий характер и побуждают детей к различным формам певческой, речевой, двигательной активности. В процессе своей работы я применяю основные приёмы развития музыкального и звуковысотного слуха: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы, вопросы, оценка качества детского исполнения, образные картинки, музыкально-дидактические игры, карточки и схемы, специальные методы развития певческих навыков, разработанные Н. А. Ветлугиной, А. А. Евтодьевой, О. В. Кацер, В. В, Емельянова, А. Н. Стрельниковой.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевой и певческой.
На речевом этапе ребёнок сначала учиться высоко и выразительно говорить. Его цель - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению : «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, напрячь интонационный слух, сделать процесс обучения лёгким, понятным, привлекательным занятием.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжённость и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Необходимо использовать собственный показ работы языка, губ, челюстей. Например:
1. «Лопата» - высовывание языка лопатой.
2. «Шило» - высовывание языка шилом или жалом.
3. «Часы» - поворачивание сильно высунутого языка вправо и влево.
4. «Хомячок» - надувание щёк одновременно и т. п.
Также используются различные скороговорки.
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки, требующий чёткого произнесения текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
речевые игры (логоритмические, пальчиковые:
Логоритмическое упражнение «Каравай»
«В землю зёрнышко посадим
Очень малое оно
Но как солнышко засветит
Прорастёт моё зерно
Сожнёт косарь зерно
И размелет его
А хозяйка из муки испечёт нам пирожки Наклон вперёд
присесть
Постепенно встаём
«косит» зерно
Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения
«печь» пирожки
И большой каравай
Всем на радость раздавай». Руки соединить в круг
Развести в стороны
Пальчиковый игротренинг
«Тук – тук – тук-тук! ритмичные удары ребром ладоней
Раздаётся в доме стук
Мы капусту порубили
Перетёрли трут кулачок о кулачок
Посолили указательный и средний пальцы трутся о большой
И набили плотно в кадку удары обеими руками по колену
Всё теперь у нас в порядке». отряхивают руки
координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации) :
Кошка
«Кошка лапки протянула (протянуть руки вперёд)
Спинку мостиком прогнула (прогнуть спинку, слегка наклоняясь вперёд)
Поцарапала дощечку (пошевелить пальцами рук)
И уселась на крылечко (слегка присесть, опираясь руками на колени)
Но весёлый воробьишко, пролетел над кошкой низко (имитировать «полёт воробья» на месте)
Мурка прыгнула, упала (подпрыгнуть, чуть присесть)
Воробьишку не поймала (стоя прямо, развести руки в стороны, произнести обиженным голосом)
Моет лапоньки свои (имитация движений кошки)
Обнаглели воробьи»! (качает головой из стороны в сторону, руки на голове, произнести сердитым голосом)
декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и др.) :
«Дятел» Муз. Н. Леви.
«Тук, тук, тук-тук-тук - Стучат кулачок об кулачок
Мы в лесу слыхали стук. Поочерёдно хлопки по коленям
Тук, тук, тук-тук-тук - Стучат кулачок об кулачок
Это дятел сел на сук Поочерёдно притопы ногами
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Стучат кулачок об кулачок
Тук-тук-тук. Поочерёдно хлопки по коленям
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Стучат кулачок об кулачок
Тук-тук-тук». Притопы ногами
ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и т. д.) :
любые знакомые попевки, потешки, прибаутки.
Игры и упражнения, развивающие певческое дыхание. Они способствуют не только нормальному развитию голоса, но и обеспечивают охрану голоса от заболеваний. Формируют правильное дыхание и равномерный выдох. Например:
Надуй шарик
«Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
Шарик лопнул, воздух вышел.
Стал он тонкий и худой».
И. п. ребёнок сидит или стоит «надувая шарик», широко разводит руи в стороны и глубоко выдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ф-ф-ф».
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребёнок произносит «ш-ш-ш», вытягивает губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Двигательные упражнения способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечного напряжения перед пением что способствует выработке правильной певческой установке. Например:
Шалтай - балтай
«Шалтай-балтай сидел на стене,
Поворачивают туловище вправо-влево, руки, как верёвки, обхватывают тело.
Шалтай - балтай свалился во сне».
Наклоняются вниз, опустив расслабленные руки.
Солдатики и куклы
По команде «солдатики» - дети принимают правильную осанку.
По команде «куклы» - опускают голову, плечи, руки, расслабляются.
Развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира, человеческому голосу, голосам животных, неживой природы. Они дают почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним, снять усталость и напряжение, а также помогают развить интонационный и фонетический слух, формируют правильное звукобразование. Например:
Громко - шёпотом
«Са-са-са – прилетела к нам оса. Произносят громко и тихо.
Су-су-су – кот прогнал осу». Произносят медленно и быстро.
Повтори за мной
Взрослый поочерёдно изображает весёлого, грустного, сердитого и удивлённого человека произнося «ах-ах-ах», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой». Задача ребёнка – догадаться, какое настроение передаёт взрослый и повторить слова с той же интонацией.
Цель второго этапа – певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания певческой интонации, разучивание песенного репертуара. Он состоит из упражнений на развитие интонации, игр на развитие музыкально-слуховой памяти и внимания.
Распевание – это вокальные упражнения, закрепляющие на несложном музыкальном материале голосовые навыки, приобретённые с помощью речевых, дыхательных и интонационных упражнений. Во время распевания происходит не только разминка голосов, связок перед пением, но и овладение техническими основами песенных навыков. Для этого использую распевки Евтодьевой А. А. «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка», «Лиса и волк», «Карабас-Барабас и куклы» и др.
Дети пропевают мелодию в двух регистрах: среднем и высоком. При этом используются иллюстрации к заданным распевкам. Наглядность помогает детям озвучивать героев в разных диапазонах. Дети сопоставляют и воспроизводят их голоса, как бы играя в них. Также материалом к игровым распевкам могут служить те же речевые игры, потешки переложенные на музыку. При этом используются различные приё мы исполнения: подгрупповые, цепочкой, по ролям, с солистами, с атрибутами, без музыкального сопровождения.
Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в такие игры, дети всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и делают занятие динамичным и увлекательным.
Песенное творчество – использование вопросно-ответной формы, сочинить свою мелодию на заданный текст. Упражнения такого вида из сборников Орловой Т. М. и Бекиной С. И. «Учите детей петь» способствуют развитию внутреннего слуха, творческой инициативы.
Рисование голосом – это свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Сначала дети изображают голосом завывание вьюги, прыжки лягушки, подпрыгивание мячика, падающие листья, звёзды. Затем начинается работа с нарисованными моделями и по руке педагога. Это способ, который побуждает ребёнка самостоятельно управлять линией движения своего голоса.
Разучивание песенного репертуара состоит из нескольких этапов:
подготовительный этап – знакомство с песней (в исполнении педагога или в записи;
основной этап – разучивание песни (работа над вокально-хоровыми навыками, звуковедением, дикцией, певческим дыханием, интонированием;
заключительный этап – закрепление слов песни, работа над художественным образом, исполнение.
Применяя игровую методику по формированию у детей певческих навыков, детям доставляется эмоциональный настрой, радость, процесс разучивания песни становится лёгким. Непринуждённым. Элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребёнок старается точно передать то настроение, которое несёт в себе данная песня. Общее воодушевлённое настроение в игре, радость активизирует стеснительных, робких, застенчивых детей. Игра поддерживает заинтересованность, помогает детям приобрести уверенность в себя, в свои возможности, избавиться от стеснения.
Неотъемлемой частью деятельности музыкального руководителя является взаимосвязь с родителями воспитанников. Стремление сделать родителей непосредственными участниками жизни детского сада: подготовка и участие в проведении праздников и вечеров развлечений, участие в проектах, создание музыкальной развивающей среды – всё это способствует налаживанию доверительных отношений с родителями. Общение происходит через такие форы работы как – родительские собрания, открытые музыкальные занятия, индивидуальные беседы, издаются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, о развитии певческих навыков дошкольников, буклеты, организуются целевые экскурсии.
Успех работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые помогают, организуют самостоятельную музыкальную деятельность в группе. Для воспитателей проводятся консультации, беседы, семинары, мастер-классы, где педагоги знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению, обговаривается непосредственная деятельность воспитателя на музыкальном занятии, разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию музыкального материала на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала, музыкальных инструментов, воспитанники занимаются самостоятельной вокальной деятельностью, организовывают сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой, непроизвольно поют в самостоятельной деятельности, в свободной игре, в оо время режимных моментов. В итоге хочется подчеркнуть, что методы и приёмы для формирования певческого навыка у дошкольников достаточно разнообразны, но работая в данном направлении, необходимо учитывать следующие принципы:
последовательность – от простого к сложному;
личностно-ориентированное взаимодействие – отношение к ребёнку, как к самостоятельной личности, уважение, принятие его любых индивидуально-творческих песенных проявлений;
сотрудничества – создание на занятии атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребёнка», а не «над ребёнком».
Совокупность подобранных музыкальных игр и специальных упражнений для развития певческих навыков и их широкое использование повысят эффективность развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.
Используемая литература:
1. Евтодьева А. А. «Учимся петь, играя»
2. Емельянов В. В. «Развивающие голосовые игры» Москва 1996 г.
3. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», Учебно-методическое пособие». СПб, «Музыкальная палитра», 2005 г.
4. Орлова Т. М. и Бекина С. И. сборники «Учите детей петь», Москва «Просвещение», 1988г.