Папки-передвижки

Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

ЕКАТЕРИНА ОРЛОВА
Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Орлова ЕН

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств развития не только познания, но и эстетического восприятия окружающего мира ребенка. Она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В дошкольном возрасте происходит формирование интереса к разным видам деятельности - мотивация. От того, насколько успешно овладел ребенок тем или иным навыком, зависит, наличие мотивации к самостоятельной деятельности. Иными словами, если ребенок не владеет навыком рисования кистью, карандашом, его (ребенка) рисование (как вид деятельности) и не будет привлекать, а во время занятий в школе будет только утомлять. Поскольку в результате несформированных навыков рисунок получается неправильным, не полностью отражает его замысел у ребенка формируется стойкая анти-мотивация к творчеству.

Именно от степени владения техниками изо-деятельности зависит успех маленького художника. На помощь приходят и нетрадиционные техники рисования - ребенок получает право выбора для выражения своих эмоций, воплощения своего замысла.

В творческой деятельности (изо, конструирование, ручной труд, театрализация) происходит часто не видимая глазу трансформация детской личности, взрослые видят лишь продукт детской деятельности.

Что дает ребенку мотивация к творчеству:

- выбор материалов и техники для рисования, способы создания изображения, желание сочетать разные материалы для реализации задуманного и достижения желаемого образа;

- развивает эстетические чувства (цвет, форма, композиция) и желание рисовать, видение красоты окружающего мира;

- развивает воображение, фантазию, решительность в самовыражении;

- обогащает опыт (анализируя работы сверстников, просматривая репродукции художников и посещая выставки, дети совершенствуют и активизируют знания и навыки, полученные на занятиях по изо).

Именно занятия дают знания, а после ознакомления, занимаясь творчеством дети себя совершенствуют; воспитывают умение доводить начатое до конца – воплощать замысел, создать шедевр.

Для развития творческих способностей ребенка кроме мотивации, очень важно развивать восприятие.

За восприятие отвечают органы чувств.

Поскольку восприятие является основным познавательным процессом чувственного отражения действительности, её предметов, явлений, то естественно, оно (восприятие) является:

- основой мышления и практической деятельности;

- основой ориентации человека в окружающем мире.

Познание + мышление + практическое действие = восприятие

У восприятия есть виды и свойства.

1. Виды:

- простые (величина, форма, цвет предмета)

- сложные (объем, соотношение, пропорции)

- специальные (пространство, время и движение)

2. свойства: целостность, структура и осмысленность.

Восприятие есть сугубо интеллектуальный процесс. У дошкольников восприятие непроизвольное, поскольку дети среди всех признаков предмета видят лишь то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраска, величина, форма).

На первом этапе развития восприятия дети сравнивают разные эталоны ( цвет и форма: геометрические фигуры объемные и плоскостные, цвета в спектре и экспериментирование с ними).

Дети развивают глазомер (изучают пространственные свойства предметов с помощью глаз – ближе дальше, положение объекта относительно другого предмета) и при помощи ориентировочно-исследовательских движений рук проходят второй этап развития восприятия (после наблюдения со стороны, прочувствуют на себе). Ребенок видит вдали дерево маленькое и должен его отобразить относительно других. Человека в движении может нарисовать лучше, если попробует понять движение (или повторить позу).

На третьем этапе развития восприятия дети отличают одни предметы от других (выясняют между ними связи, отношения).

Для восприятия большое значение имеет внимание – оно развивается при рисовании с натуры, рассматривании предмета или репродукции.

Но при хорошей мотивации в изо-деятельности внимание становится более устойчивым (произвольным, ребенок с помощью своего эмоционального интереса удерживает внимание. И помогает ему в этом память. У детей младшего дошкольного возраста она (как и внимание) непроизвольная. Лишь с 5-6 лет формируется произвольная память. Есть три типа памяти:

- наглядно-образная (помогает запомнить лицо, цвета, звуки предметов)

- наглядная (сохраняет пережитые чувства)

- повременная (сохраняется надолго, но требует больше усилий)

Именно для детской памяти характерна фотографичность. Хорошо развивает память рисование по представлению (увиденный ранее образ).

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработком анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Происходит обогащение словарного запаса и развитие речи детей.

Для развития творчества детей значение имеют и воображение, и восприятие. Чем богаче опыт восприятия ребенка, тем богаче воображение. Поэтому в развитии творческих способностей средствами изо-деятельности важны : опыт восприятия, наличие знаний, навыков, умений и их взаимодействие – создание ребенком творческого продукта.

Ребенок, используя цвет, экспериментирует – смешивает краску, различные техники, на рисунок мелками наносит гуашь. Работая с красками при помощи пальцев, дети познают свойства краски – густоту, твердость, вязкость. (в этой технике были выполнены подарки на День отца – открытки с отпечатками ладоней и стопы ребенка).

Зрительно-моторную координацию хорошо развивают рисование по стеклу, мелом по бархатной бумаге, роспись ткани.

Для детей, чье внимание рассеянно и неустойчиво, рисование воспитывает аккуратность в работе (крупные и неуверенные движения становятся более тонкими и точными).

Развитие мелкой моторики более успешно во время изобразительной деятельностиэто важно при подготовке к школе:

- умение удерживать определенное положение корпуса, рук

- вести карандаш под нужным (правильным) углом

- держать уверенно кисть навесу (при рисовании у мольберта,

- регулировать размах, темп, силу нажима

- развивать чувство времени (укладываться в определенное время)

- оценивать работу

- доводить начатое до конца.

Формы организации и проведения занятий (СОД, которые я использую в своей работе:

- беседы (рассматривание и обсуждение) по картине, по прочтении стихотворений («Об осени»)

- путешествие по сказкам (сравнение героев, анализ и поиск похожих образов)«Сказочный дворец»

- наблюдения (объекты живой и неживой природы)«Наша игровая площадка»

- целевые прогулки (после предварительной беседы, с планом наблюдения)«Спортивная площадка»

- фотовыставки (на ноутбуке просмотр сделанных фотографий детских работ)

- выставки рисунков в группе (специально выпилила панель в форме кроны дерева, под цвет изо-уголка)

- конкурсы (раскрасок атрибутов к игре «Макдональдс», «Магазин», «Салон красоты»)

- развлечения (изготовление атрибутов к ним, совместно с детьми, с привлечением родителей) и стенгазеты

Систематическая работа позволила отметить:

- дети стали более внимательны к деталям в изобразительном искусстве

- у детей улучшилось эстетическое восприятие (они стараются творчески всматриваться в окружающий мир)

- ребята стали проявлять больше оригинальности, творчества в выборе средств для воплощения замысла.

- рисунки детей стали содержательнее, замысел богаче.

Таким образом, мотивируя детей к изобразительной деятельности можно эффективнее добиться успехов в развитии качеств личности дошкольника – познавательного, активного, любознательного человека, открытого миру и знаниям.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 15:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЕКАТЕРИНА ОРЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД