Марина Анатольевна Шомина
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду. В про-цессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Данный вид изобразительной деятельности имеет большой пе-дагогический потенциал в развитии ребенка. Декоративное рисование является основой формирования у дошкольника чувства ритма, что необходимо при обу-чении письму. В декоративном рисовании ребенок упражняется и осваивает ори-ентировку на листе бумаги. Декоративное рисование является площадкой для формирования у ребенка планирующей деятельности т. к. сначала ему нужно придумать орнамент, подобрать выразительные средства,а затем выполнить и оценить его.
Многочисленные исследования ученых психолого-педагогической науки (Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, Л. А. Парамоновой, Г. Г. Григорьевой) подчер-кивают во-первых сензитивность периода дошкольного детства для развития детского воображения, творческого самовыражения воспитанников, во-вторых, значение непрерывного обогащения опыта, создания вариативного развивающего пространства для развития творческих способностей детей.
Эти идеи нашли логическое отражение в нормативно-правовых документах в сфере дошкольного образования. В частности в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования которые выделены в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отра-жение в содержании образования и воспитания сейчас когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь. быт мировозрение детей. Н. П. Сакулина говорила: «Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа»
Сегодня знакомство с культурой и традициями своего народа является неотъ-емлемой работой педагогов нашего МБДОУ. Главная задача любого взрослого – привить ребенку чувство уважения и любви к своей Родине. Наша идея состояла в том, что решая задачи художественно-эстетического развития, нами было ре-шено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, ко-торое будет направлено на развитие творческих способностей детей.
Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Конечно, чтобы развить в детях желание к самостоятельному творчеству необходимо познакомить их с историей возникновения каждого ви-да народного искусства. Сегодня я хочу представить опыт работы по ознакомле-нию детей с городецкой росписью.
Новизна опыта. Предлагаемый опыт относится к уровню усовершенствова-ния. Одним из главных элементов является сам подход к проблеме развития ху-дожественно - творческих способностей детей через систему непосредственно – образовательной деятельности, связанных с изучением традиционных и нетради-ционных способов изображения народного искусства на основе городецкой рос-писи и её применение в современных условиях.
Теоритический аспект. При решении основной задачи - развития творческой личности, я делаю упор на богатейшее теоретическое и практическое наследие талантливых педагогов, искусствоведов, художников. Особое внимание уделяю освоению материаловедения, спецтехнологии и приемов письма Городца. За ос-нову теоретической базы опыта я взяла труды:
- Емельновой Т. И. «Мастера Городецкой живописи»;
- «Наследие и современная творческая практика городецких мастеров»;
- Жегаловой С. К. «Русская народная живопись».
Воспитательная работа выстроена на основе дидактических принципов
обучения и воспитания, изложенные в трудах Л. С. Выготского и В. С. Мухиной.
Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале занятия и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих про-явлений.
Цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования городецкой росписи в изобразительной деятельности.
Задачи:
- приобщать детей к истории городецкой росписи;
- формировать умение оригинально создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
- формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы;
- развивать чувство цвета, композиционные умения;
- выявить качественные изменения, произошедшие в изобразительной деятельно-сти, проявление творчества в рисунках детей.
Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа :
I этап: Накопление непосредственных впечатлений.
II этап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков де-тей в изобразительной деятельности».
III этап: «Творческий»
На первом этапе педагогический процесс по развитию интереса у воспи-танников с народным городецким промыслом осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
Непосредственно организованная деятельность осуществлялась с мульти-медийным сопровождением. Тематика их интересна и разнообразна, воспитанники знакомились с историей возникновения городецкого промысла. С детьми была организована экскурсия, в музей Истории художественных промыслов Нижего-родской области. Дети имели возможность увидеть около четырех тысяч произве-дений народного искусства, Полученные знания нашли применение в занятиях по декоративно – прикладному искусству. которые способствовали эмоциональному обогащению воспитанников. Посещение музея помогло понять и полюбить народное творчество, которое хранит вековые традиции,передаваемые из поколе-ния в поколение.
Развитие представлений о профессиях связанных с народным искусством прошло через организацию досуга «Мастерами славится русская земля». Воспи-танники в рамках проведения игры-соревновния определяли предметы, которые необходимы для работы художника народных промыслов. Далее они презентовали свою профессию. А другие ребята оценивали правильность выбора.
Совместно с детьми были, организованы выставки предметов декоративно-прикладного искусства на тему «Веселый Городец».
Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными предметами народного про-мысла и различными изобразительными материалами для воплощения собствен-ного творческого замысла.
Для этого было сделано следующее:
1. В группе пополнили развивающую предметно – пространственную среду по ху-дожественно – эстетическому развитию предметами декоративно-прикладного искусства;
2. Центр художественно - эстетического развития пополнили изобразительными материалами: бумагой разной фактуры, калькой,копировальной бумагой, клеем, гуашевыми,акриловыми и акварельными красками, тушью, ,кисти №1 .№2 плос-кие,№6 .8 –для нанесения грунта, восковыми мелками, пастелью, сангиной, уг-лем, тычками, трафаретами. Алгоритмами «Городецкий петух», «Конь». Алго-ритмами разного уровня сложности розана, купавки. Раскраски, силуэты предме-тов для раскрашивания. Создали альбом «Искусство – детям» (по видам росписи).
3. Центр познавательного развития пополнили дидактическими играми: «Собери узор», «Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика». Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети изготовили сами для себя.
4. Центр речевого развития пополнился : игра «Волшебный круг», художественная литература (стихи, пословицы о народных промыслах, труде народных мастеров). Книжки-самоделки с творческими рассказами о городецкой росписи.
В развивающей предметно - пространственной среде мы разложили мате-риал в доступном для детей месте. Ребята могут в любое время по желанию рисо-вать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспита-телям, мамам и папам, самые любимые свои рисунки дети складывают в свою папку – портфолио.
Работа с родителями проходила следующим образом. Родителям была дана консультация по вопросам организации изобразительной деятельности дома и в группе, где раскрывалась значение и методика работы с разнообразным изобрази-тельным материалом.
Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческих действий с материалом, мы предлагали, как знакомый им материал (гуашь, акварель, воско-вые мелки, так и менее знакомый: (тушь, пастель, уголь, канцелярский клей, пе-чати из овощей, поролона, ватные палочки). Мы побуждали детей к действию с различными материалами и их комбинациями, а также знакомили с новыми не-обычными техниками: граттаж, пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком, и т. д. Было видно, что дети дей-ствуют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.
ВЫВОДЫ:
Дети накопили яркие эмоциональные впечатления;
Познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности.
Эти достижения, позволили перейти ко II этапу работы.
II этап: «Владение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».
Данный этап включал в себя серию НОД, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-пространственной среде группы. Чтобы процесс был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества, в руководстве изобразительной деятельности мы старались использовать разнообразные методические приёмы (игровые ситуации, использование художественного слова, алгоритмов, образец воспитателя, показ способов изображения).
ВЫВОДЫ: Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки.
III этап: «Творческий»
Данный этап включал в себя занятий, в процессе которых дети имеют возмож-ность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Деятельность проводилась в игровой форме, и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.
Мы предлагали детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь по-павшим в беду или сделать подарок. Например, волшебное перо привело ребят в волшебный город, где ребята, увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные элементы узоров росписи и способы их рисования, превра-тились дети в мастеров и выбрали понравившийся силуэт, материал и замыслили свой неповторимый узор. Процесс сопровождался яркими положительными эмо-циями и речевыми высказываниями. Особенно эффективны для развития инициа-тивы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумы-вают содержание своих работ.
Активность детей достигалась и путем их привлечения к анализу выполнен-ных работ. Причем, вопросы направляли детей не на сравнения рисунков, а на по-иски наиболее выразительных средств изображения.
Дети самостоятельно пришли к выводу, что гуашь придает - яркость, флома-стеры - четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округ-лых форм.
Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел. Такой прием под-держивал интерес и настроение детей и способствует развитию их творческого воображения.
Таким образом, творческие занятия одновременно способствуют осуществ-лению задач воспитания и развитию художественной способности детей. Мы от-мечали увеличение интереса к декоративному рисованию, причем дети в свобод-ной деятельности использовали нестандартный материал.
Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навы-ков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, уме-ний видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными, активными.
Параллельно с работой с детьми по развитию творчества в декоративном рисо-вании, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
Родительские собрания: Совместные мероприятия: Информирование:
*Показательные меро-приятия
*анкетирование
*Беседы
* Участие родителей в оснащении группы игро-вым материалом Совместные мероприятия:
*Праздники
* *выставки совместных работ
*фотовыставки
* посещение музея Информирование:
*Консультации
*Памятки
* *Оформление стендов для родите-лей народные узо-ры.
*Семейный клуб
Из сравнительных диаграмм обследования по методике Г. Г. Григорьевой «Выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замыс-ла», и «Обследование уровня интеллектуально-эстетического развития» по ме-тодике Т. С. Комаровой, Т. А. Ратановой. видно:
В начале нашей работы анализ результатов обследований показал, что те-матика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообра-зием. Причем в некоторых работах видна оригинальность, что предполага-ет развитие творческого воображения, но недостаточно качество техники вы-полнения изображения.
К концу нашей работы количественные и качественные изменения про-изошли у каждого ребенка. Дети стали использовать кистевое письмо, научи-лись сочетать несколько техник и приемов рисования, вписывают узор в любую форму, освоили приемы рисования росписи, ее элементы – прямая капелька, капелька с поворотом, листок, дуга, усик, точка, цветной замалевок, купавка
Таким образом, совместная работа с родителями способствует более глу-бокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию творчества детей.
Результатами проделанной работы стали:
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства на основе городецкой росписи;
- дети соединяют знания технических приемов с художественной фантазией присущей их детскому воображению. Создают красивые композиции.
Выбирают тему и технику исполнения самостоятельно. Реализуют замысел с использованием кистевого письма.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятель-ности. (на слайде).
Список литературы
1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование» Волгоград: Учи-тель, 2010г.
2. Гранкина М. В. Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №5. – С. 88-92.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М: Изд. Центр "Академия", 1997
4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995
5. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». - М., 1986.
6. Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.
7. Парухина О. Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творче-ству // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №3. – С. 93
8. РазинаТ. М. Русское народное творчество. – М., 1970.
9. Хвастунова Т. А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. – 2009. - №2. – С. 28