Папки-передвижки

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи

Марина Анатольевна Шомина
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду. В про-цессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи» размещена в разделах

Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Данный вид изобразительной деятельности имеет большой пе-дагогический потенциал в развитии ребенка. Декоративное рисование является основой формирования у дошкольника чувства ритма, что необходимо при обу-чении письму. В декоративном рисовании ребенок упражняется и осваивает ори-ентировку на листе бумаги. Декоративное рисование является площадкой для формирования у ребенка планирующей деятельности т. к. сначала ему нужно придумать орнамент, подобрать выразительные средства,а затем выполнить и оценить его.

Многочисленные исследования ученых психолого-педагогической науки (Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, Л. А. Парамоновой, Г. Г. Григорьевой) подчер-кивают во-первых сензитивность периода дошкольного детства для развития детского воображения, творческого самовыражения воспитанников, во-вторых, значение непрерывного обогащения опыта, создания вариативного развивающего пространства для развития творческих способностей детей.

Эти идеи нашли логическое отражение в нормативно-правовых документах в сфере дошкольного образования. В частности в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования которые выделены в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отра-жение в содержании образования и воспитания сейчас когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь. быт мировозрение детей. Н. П. Сакулина говорила: «Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа»

Сегодня знакомство с культурой и традициями своего народа является неотъ-емлемой работой педагогов нашего МБДОУ. Главная задача любого взрослого – привить ребенку чувство уважения и любви к своей Родине. Наша идея состояла в том, что решая задачи художественно-эстетического развития, нами было ре-шено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, ко-торое будет направлено на развитие творческих способностей детей.

Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Конечно, чтобы развить в детях желание к самостоятельному творчеству необходимо познакомить их с историей возникновения каждого ви-да народного искусства. Сегодня я хочу представить опыт работы по ознакомле-нию детей с городецкой росписью.

Новизна опыта. Предлагаемый опыт относится к уровню усовершенствова-ния. Одним из главных элементов является сам подход к проблеме развития ху-дожественно - творческих способностей детей через систему непосредственно – образовательной деятельности, связанных с изучением традиционных и нетради-ционных способов изображения народного искусства на основе городецкой рос-писи и её применение в современных условиях.

Теоритический аспект. При решении основной задачи - развития творческой личности, я делаю упор на богатейшее теоретическое и практическое наследие талантливых педагогов, искусствоведов, художников. Особое внимание уделяю освоению материаловедения, спецтехнологии и приемов письма Городца. За ос-нову теоретической базы опыта я взяла труды:

- Емельновой Т. И. «Мастера Городецкой живописи»;

- «Наследие и современная творческая практика городецких мастеров»;

- Жегаловой С. К. «Русская народная живопись».

Воспитательная работа выстроена на основе дидактических принципов

обучения и воспитания, изложенные в трудах Л. С. Выготского и В. С. Мухиной.

Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале занятия и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих про-явлений.

Цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования городецкой росписи в изобразительной деятельности.

Задачи:

- приобщать детей к истории городецкой росписи;

- формировать умение оригинально создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;

- формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы;

- развивать чувство цвета, композиционные умения;

- выявить качественные изменения, произошедшие в изобразительной деятельно-сти, проявление творчества в рисунках детей.

Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа :

I этап: Накопление непосредственных впечатлений.

II этап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков де-тей в изобразительной деятельности».

III этап: «Творческий»

На первом этапе педагогический процесс по развитию интереса у воспи-танников с народным городецким промыслом осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

Непосредственно организованная деятельность осуществлялась с мульти-медийным сопровождением. Тематика их интересна и разнообразна, воспитанники знакомились с историей возникновения городецкого промысла. С детьми была организована экскурсия, в музей Истории художественных промыслов Нижего-родской области. Дети имели возможность увидеть около четырех тысяч произве-дений народного искусства, Полученные знания нашли применение в занятиях по декоративно – прикладному искусству. которые способствовали эмоциональному обогащению воспитанников. Посещение музея помогло понять и полюбить народное творчество, которое хранит вековые традиции,передаваемые из поколе-ния в поколение.

Развитие представлений о профессиях связанных с народным искусством прошло через организацию досуга «Мастерами славится русская земля». Воспи-танники в рамках проведения игры-соревновния определяли предметы, которые необходимы для работы художника народных промыслов. Далее они презентовали свою профессию. А другие ребята оценивали правильность выбора.

Совместно с детьми были, организованы выставки предметов декоративно-прикладного искусства на тему «Веселый Городец».

Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными предметами народного про-мысла и различными изобразительными материалами для воплощения собствен-ного творческого замысла.

Для этого было сделано следующее:

1. В группе пополнили развивающую предметно – пространственную среду по ху-дожественно – эстетическому развитию предметами декоративно-прикладного искусства;

2. Центр художественно - эстетического развития пополнили изобразительными материалами: бумагой разной фактуры, калькой,копировальной бумагой, клеем, гуашевыми,акриловыми и акварельными красками, тушью, ,кисти №1 .№2 плос-кие,№6 .8 –для нанесения грунта, восковыми мелками, пастелью, сангиной, уг-лем, тычками, трафаретами. Алгоритмами «Городецкий петух», «Конь». Алго-ритмами разного уровня сложности розана, купавки. Раскраски, силуэты предме-тов для раскрашивания. Создали альбом «Искусство – детям» (по видам росписи).

3. Центр познавательного развития пополнили дидактическими играми: «Собери узор», «Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика». Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети изготовили сами для себя.

4. Центр речевого развития пополнился : игра «Волшебный круг», художественная литература (стихи, пословицы о народных промыслах, труде народных мастеров). Книжки-самоделки с творческими рассказами о городецкой росписи.

В развивающей предметно - пространственной среде мы разложили мате-риал в доступном для детей месте. Ребята могут в любое время по желанию рисо-вать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспита-телям, мамам и папам, самые любимые свои рисунки дети складывают в свою папку – портфолио.

Работа с родителями проходила следующим образом. Родителям была дана консультация по вопросам организации изобразительной деятельности дома и в группе, где раскрывалась значение и методика работы с разнообразным изобрази-тельным материалом.

Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческих действий с материалом, мы предлагали, как знакомый им материал (гуашь, акварель, воско-вые мелки, так и менее знакомый: (тушь, пастель, уголь, канцелярский клей, пе-чати из овощей, поролона, ватные палочки). Мы побуждали детей к действию с различными материалами и их комбинациями, а также знакомили с новыми не-обычными техниками: граттаж, пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком, и т. д. Было видно, что дети дей-ствуют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.

ВЫВОДЫ:

Дети накопили яркие эмоциональные впечатления;

Познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности.

Эти достижения, позволили перейти ко II этапу работы.

II этап: «Владение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».

Данный этап включал в себя серию НОД, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-пространственной среде группы. Чтобы процесс был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества, в руководстве изобразительной деятельности мы старались использовать разнообразные методические приёмы (игровые ситуации, использование художественного слова, алгоритмов, образец воспитателя, показ способов изображения).

ВЫВОДЫ: Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки.

III этап: «Творческий»

Данный этап включал в себя занятий, в процессе которых дети имеют возмож-ность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Деятельность проводилась в игровой форме, и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.

Мы предлагали детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь по-павшим в беду или сделать подарок. Например, волшебное перо привело ребят в волшебный город, где ребята, увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные элементы узоров росписи и способы их рисования, превра-тились дети в мастеров и выбрали понравившийся силуэт, материал и замыслили свой неповторимый узор. Процесс сопровождался яркими положительными эмо-циями и речевыми высказываниями. Особенно эффективны для развития инициа-тивы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумы-вают содержание своих работ.

Активность детей достигалась и путем их привлечения к анализу выполнен-ных работ. Причем, вопросы направляли детей не на сравнения рисунков, а на по-иски наиболее выразительных средств изображения.

Дети самостоятельно пришли к выводу, что гуашь придает - яркость, флома-стеры - четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округ-лых форм.

Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел. Такой прием под-держивал интерес и настроение детей и способствует развитию их творческого воображения.

Таким образом, творческие занятия одновременно способствуют осуществ-лению задач воспитания и развитию художественной способности детей. Мы от-мечали увеличение интереса к декоративному рисованию, причем дети в свобод-ной деятельности использовали нестандартный материал.

Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навы-ков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, уме-ний видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными, активными.

Параллельно с работой с детьми по развитию творчества в декоративном рисо-вании, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

Родительские собрания: Совместные мероприятия: Информирование:

*Показательные меро-приятия

*анкетирование

*Беседы

* Участие родителей в оснащении группы игро-вым материалом Совместные мероприятия:

*Праздники

* *выставки совместных работ

*фотовыставки

* посещение музея Информирование:

*Консультации

*Памятки

* *Оформление стендов для родите-лей народные узо-ры.

*Семейный клуб

Из сравнительных диаграмм обследования по методике Г. Г. Григорьевой «Выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замыс-ла», и «Обследование уровня интеллектуально-эстетического развития» по ме-тодике Т. С. Комаровой, Т. А. Ратановой. видно:

В начале нашей работы анализ результатов обследований показал, что те-матика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообра-зием. Причем в некоторых работах видна оригинальность, что предполага-ет развитие творческого воображения, но недостаточно качество техники вы-полнения изображения.

К концу нашей работы количественные и качественные изменения про-изошли у каждого ребенка. Дети стали использовать кистевое письмо, научи-лись сочетать несколько техник и приемов рисования, вписывают узор в любую форму, освоили приемы рисования росписи, ее элементы – прямая капелька, капелька с поворотом, листок, дуга, усик, точка, цветной замалевок, купавка

Таким образом, совместная работа с родителями способствует более глу-бокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию творчества детей.

Результатами проделанной работы стали:

- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства на основе городецкой росписи;

- дети соединяют знания технических приемов с художественной фантазией присущей их детскому воображению. Создают красивые композиции.

Выбирают тему и технику исполнения самостоятельно. Реализуют замысел с использованием кистевого письма.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятель-ности. (на слайде).

Список литературы

1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование» Волгоград: Учи-тель, 2010г.

2. Гранкина М. В. Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №5. – С. 88-92.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М: Изд. Центр "Академия", 1997

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995

5. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». - М., 1986.

6. Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.

7. Парухина О. Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творче-ству // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №3. – С. 93

8. РазинаТ. М. Русское народное творчество. – М., 1970.

9. Хвастунова Т. А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. – 2009. - №2. – С. 28

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастаРазвитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений нашего детского сада «Родничок» - является художественно-эстетическое развитие воспитанников, признание.

«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности (из опыта работы)» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 Тема выступления на районном.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики» Развитие ребёнка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности.

Консультация «развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования Здравствуйте, меня зовут Ломтева Н. Н., я работаю в МБДОУ детском саду д. Ясенцы, воспитатель средней группы. Представляю презентацию практических.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. .

Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства (консультация для воспитателей) Разинькова.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом.

Развитие творческих способностей на основе интегративного взаимодействия искусств Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи
Опубликовано: 25 января 2017 в 20:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Анатольевна Шомина (УИ 1026607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД