Татьяна Бабенко
Развитие творческих способностей на основе интегративного взаимодействия искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации дети испытывают разнообразные чувства: радуются созданному ими красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремятся преодолеть трудности.
Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить и наряду с родителями становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.
Публикация «Развитие творческих способностей на основе интегративного взаимодействия искусств» размещена в разделах
Художественно-творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий и обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. К примеру, малыш плачет утром, расставаясь с мамой, но вот появляется «волшебная кисточка» и на бумаге появляется что-то красочное, интересное, как слезы тут же высыхают.
И очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Главное, научить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Ещё Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
Одним из главных источников творчества, по общему мнению художников, психологов и педагогов, является природа, всегда вдохновлявшая поэтов, писателей, художников.
Воспитателем в детском саду я работаю более 35 лет и всегда с большим интересом относилась к творчеству детей.
Для разностороннего художественно-творческого развития детей я стараюсь, чтобы эстетическая среда настраивала их на создание коллективных композиций, панорам на темы сказок, создания многофигуральных индивидуальных композиций, работа над которыми может продолжаться в течение нескольких занятий.
На занятиях по рисованию я стараюсь использовать разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.
Дети очень любят рисовать и всегда с большим удовольствием приходят на занятия.
Творчество детей в нашем детском саду строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями, как классического, так и народного искусства.
С каким удовольствием дети рисовали в этом году Волшебную Дымку, Золотую Хохлому, Голубую Гжель. Очень красочными и запоминающими были выставки на эти темы.
В процессе изодеятельности дети общаются с воспитателем, друг с другом, делятся замыслами, обсуждают ход создания изображения, вместе любуются своими работами. Я стараюсь не запрещать детям обмениваться впечатлениями, показывать друг другу свои работы, чтобы не лишать ребят радости содержательного общения.
Дети – удивительные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребенок начнет сочинять, рисовать. И здесь главное эту способность развивать.
Детям очень нравится быть художниками и я стараюсь развить воображение, фантазию, уметь самостоятельно придумывать оригинальные идеи и воплощать их в своих работах.
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
На занятиях я использую нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Это самые разные способы изображения : рисование обеими руками одновременно, пальцевая живопись, рисование ладонью, губкой, кляксография, точечное изображение с разной силой надавливания, рисование свечой, мылом, восковыми мелками, рисование канцелярским клеем, монотипия, рисование сухой кистью, радужное рисование, граттаж, печатание мятой бумагой, коллаж, хайтек и т. д.
Наш опыт работы показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми обобщенными формообразующими движениями зависит уровень изобразительного творчества.
Техника рисования включает в себя умение создавать изображение, используя разный материал: карандаши, фломастеры, краски (гуашь, акварель, мелки, свечи, графитный карандаш и многое другое.
Очень нравится детям самостоятельно тонировать бумагу, а затем становится художниками - пейзажистами. Осенними, зимними и весенними пейзажами любовался весь детский сад. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляя собственный творческий почерк. И здесь очень важен индивидуальный подход. Ведь одни дети спокойны, уравновешенны; всё, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Например, Лиза, уже с первых занятий выделялась тем, что лучше всех создавала предметные изображения. Несмотря на это, девочка была не уверена в себе и нуждалась в поддержке, поощрении. Услышав ободряющие слова, Лиза тут же принималась за рисование и фактически больше не испытывала потребности в помощи.
На занятиях я стараюсь организовать изобразительную деятельность так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью широко использую игровые методы и приемы, включаю в процесс занятий образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые ситуации, когда в результате разных проб (с красками, печатками, трубочками) возникает неожиданный для ребенка результат. Например, при рисовании морозных узоров, когда капля белой краски, слегка дунув на неё через трубочку, превращается в такое чудо, что глаз не отвести. Здесь равнодушных просто быть не может. И когда среди самых интересных назвали работу Кирилла, то не забыть реакцию мальчика. Он светился от счастья! С того дня, Кирилл, познавший радость творчества, проявлял заинтересованность в занятиях по рисованию, даже если не всё шло гладко.
Вместе с детьми мы постоянно устраиваем выставки нашего творчества : пейзажи, птицы, цветы, любимые игрушки, портреты, праздники и т. д.
А какие натюрморты рисовали дети. Ведь натюрморт именно тот жанр, с которого следует начинать знакомство с живописью, ведь дети радуются изображению знакомых предметов, которые они узнают на картине. И если творческая работа доставляет нашим детям удовольствие, если у них получается задуманное, если они способны прилагать усилия и преодолевать неизменно возникающие трудности и полученный результат радует наших детей, значит работа воспитателя эффективна и творческие способности далее будут только развиваться.
В школе у таких ребят нет затруднений с освоением письма и чтения, они свободно чувствуют себя в незнакомом коллективе, принимают участие в общественной жизни, т. к. уверены в своих силах.
Надеемся, что творческая деятельность с детьми, начиная с самого младшего возраста, сотрудничество всех воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей, библиотеки и школы, где я принимаю активное участие поможет детям нашего детского сада «Ладушка» творчески подойти к заветной цели взрослой жизни.