Наталья Кирилина
Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо- это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная «пятерка». Для этого надо начинать заниматься с ним еще до школы. К 5 годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить им выполнять разные виды графических упражнений, штриховки, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графических навыков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОНР, нарушение речи
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции речи детей, имеющих ее нарушение, помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми, страдающими нарушениями речи, целесообразно, проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Для развития графических навыков мы, используем нетрадиционные техники рисования: рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.
Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Разиваем графические навыки». Полезно для работы практическое пособие «Волшебный карандаш» М. М. Евдокимовой, альбом упражнений О. С. Гомзяк «Я буду писать правильно».
Задачи:
- развивать графические навыки;
- сенсорные представления, связную речь;
- уточнять и дифференцировать словарь по лексическим темам;
- формировать элементарные представления о грамоте.
Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней мы повторяем лексические темы. Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами.
Список литературы
1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения в старшей логогруппе. – М. : Изд-во ГНОМ, 2011. – 301с.
2. Гомзяк О. С. Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы. – М. : Изд-во ГНОМ, 2011.- 48с.