Любовь Гмыря
Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр
Фонематическая сторона речи - способность ребенка воспринимать и различать фонемы родного языка. Данная способность является основой общего развития речи. В психологии существует теория научения, описанная Р. С. Немовым, сущность которой состоит в том, что ребенок учится говорить, воспринимая фонемы, и благодаря способности к подражанию воспроизводит их. Особое значение развитию фонематической стороны речи предавала А. М. Бородич как залогу успешного в дальнейшем обучения грамоте и письму.
Публикация «Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются в главной деятельности дошкольника - в игре. Так как в игре проявляются и формируются все стороны психической жизни человека, а развитие речи происходит в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности, то именно через игровую деятельность все стороны речи будут развиваться наиболее ярко, в том числе и фонематическая сторона речи.
Работа по развитию речи должна выстраиваться поэтапно, то есть начиная от различения неречевых звуков до осуществления фонематического анализа. Следовательно, и внедрение игр на развитие фонематической стороны речи должно быть поэтапным.
Примеры игр на развитие фонематической стороны речи
«Постучалки». Взрослый демонстративно стучит палочкой по предметам и объектам находящихся в группе и просит детей запомнить эти звуки на слух. Следующим моментом этого упражнения является узнавание этих звуков на слух без опоры на зрение.
«Узнай музыкальный инструмент». Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте: дудочке, колокольчике, барабане и т. д., а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
«Далеко – близко?». Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Аналогично проводятся игры, где гудит пароход («У-у-у»); где плачет ребёнок («А-а-а») и т. п.
«Животные и их детеныши». Детям раздают картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, и др. Воспитатель произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
«Хлопочки». Воспитатель показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
«Найди пару». Воспитатель выкладывает в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка, коса, лев. Картинки для детей – лом, лак, лук, сетка, моток, корка, коза, лес. Дети должны поставить свою картинку под той, название которой звучит похоже.
«Найди лишний». Воспитатель произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
«Доскажи словечко». Воспитатель показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например, «Тан, пау, вени.» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил воспитатель.
«Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй». Воспитатель, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность усложнения: МАК, СОН, КИТ; РАМА, КАША, МАМА; КРОТ, СТОЛ, СПОР.
Игры и упражнения не могут в полном объеме решить задачи по развитию фонематической стороны речи, но могут помочь в закреплении знаний, полученных в организованной образовательной деятельности.
Следует помнить, что любая работа будет плодотворна в том случае, если проводится систематически.