Марина Иванова
Развитие фонематического восприятия как ведущего направления в подготовке к обучению в школе детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Публикация «Развитие фонематического восприятия как ведущего направления в подготовке к обучению в школе детей с ОНР» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматически правильной речью, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении и буквенной заменой. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию).
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Практикой доказано, что правильное произношение звуков родного языка в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Так, например, ребенок пяти лет, чисто произнося все звуки речи, при проверке фонематического восприятия (повтор близких по звучанию слов: бак – бок – бык, миска – мишка – мышка, слоговых рядов: па-ба-па, ша-жа-ша, слов со сложной слоговой структурой: велосипедист, мотоциклист, транспорт, фотографироваться, выполнил эти задания с многочисленными ошибками.
Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия ребенка запоздало и не соответствует возрастной норме. Проявляется ли такое отставание в произношении? Безусловно, да. Но только в фонетически более сложных комбинациях, которые редко встречаются в самостоятельных высказываниях ребенка. Например, при произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно-близких фонем: шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль, столяр, и т. д. Сможет ли ребенок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия проводится в определенной последовательности, их можно разделить условно на 6 этапов. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1 этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).(см. «Фонематическое восприятие» Т. А. Ткаченко (логопедическая тетрадь, упражнения №1-5).
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. (см. «Фонематическое восприятие» Т. А. Ткаченко (логопедическая тетрадь, упражнения №6-10).
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы, а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста. (см. «Фонематическое восприятие» Т. А. Ткаченко (логопедическая тетрадь, упражнения №11-23).
4 этап - дифференциация слогов. На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет (см. «Фонематическое восприятие» Т. А. Ткаченко (логопедическая тетрадь, упражнения №24-31).
5 этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У,И. Согласные звуки должны произноситься кратко (не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) (см. «Фонематическое восприятие» Т. А. Ткаченко (логопедическая тетрадь, упражнения №32-34).
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов, а слоги из букв ;буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.