Инна Савина
Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематического восприятия включает следующие задачи:
1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся;
2. Научить детей различать поставленные или уточненные в произношении звуки на слух;
3. Развивать в произношении анализ и синтез звукового состава речи.
Публикация «Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки - не речевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки. Работа проводится в виде игр: «Что звучит?». За ширмой играют последовательно музыкальные инструменты, а дети отгадывают звучащий инструмент. «Узнай предмет по звуку». Здесь берутся различные бытовые предметы (молоток, вода, горох). Детей знакомят со звуками молотка, со звуком переливаемой воды, шумом гороха в коробке. Затем за ширмой издается звук и дети отгадывают предмет. Используются игры, где дети определяют направление звучания. Эти игры с колокольчиком, с хлопками, жмурки. «Часовой» - ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи проходит при развитии произношения. Исправляя произношение звуков, мы учим детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения и игры. Это прослушивание народных потешек «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый», «Сорока-ворона», вызывающие двигательные слуховые реакции на определенные слова. Это игры, связанные с выполнением речевых инструкций «Слушай и выполняй», «Сделай, как сказали», «Улавливай шёпот». Игры, когда дети по звукоподражанием угадывают животных : «Кто в гости пришел?», «Кто спрятался в домике?», «Угадай, кто зовёт» - здесь дети определяют голос товарища, или «Угадай, чей голосок» - угадывают, кто прочитал стишок. Игра «Кто внимательный» имеет очень много вариантов. Это и выделение хлопком определенного слова в ряду других слов, произносимых логопедом (только овощ, только одежду, определенное число) и поднятием руки отличить предмет, который летает (бегает, прыгает). Различные лото, где нужно соотнести слово с изображением.
Дети учатся определять наличие определенного звука в слове, его местоположение. Работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Вся система упражнений, направленных на анализ и синтез звукового состава речи, предлагается в следующей последовательности: звук, выделение звука из слога, из слова, а затем уже членение слова на слоги, предложения на слова.
На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.
Вторая ступень – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, он. В это время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак).
Третья ступень – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Э, Й не выделяются. После указанных упражнений дети овладевают четвертой ступенью подготовки – анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети выделяют звук из слов типа : суп.
Затем дети овладевают полным анализом двухсложных слов типа: «зубы» и включают в анализ слова со стечением согласных в составе слова (стол, шкаф, двухсложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок, некоторые трехсложные (канава, произношение которых не расходится с написанием. Все упражнения на выделение звуков из слова, как первых, так и последних, а также в середине слова могут проводиться в игровой и в учебной формах. Эти формы чередуются. Использование игр и игровых приемов помогает развитию у детей интереса к занятию и формированию потребности изучать звуковую сторону речи.
Игра «Раз, два, три».
Дети получают по две-три картинки. По сигналу логопеда дети последовательно поднимают картинки, в названия которых входят изучаемые звуки.
Работая над звуко произношением, логопед использует не только слух для дифференциации звуков, но и зрительный, кожный, тактильный анализаторы. Используется словесное описание артикуляция звуков, а также характеристики звуков. Сначала вводится понятие гласный звук. Гласный звук произносится свободно, нет преграды для выхода воздушной струи. Впервые на примере звуков «с-з» вводится понятие глухие, звонкие звуки. Дети учатся различать звуки, отличающиеся наличием или отсутствием работы голосовых связок. Звук «с» произносится без голоса, он глухой, звук «з» произносится с голосом, он звонкий. Эти характеристики звуков дети используют при звуковом анализе слогов, слов, при дифференциации звуков.
Когда говорят о дифференциации звуков, обычно имеют в виду тот последний этап логопедической работы, на котором после отработки двух парных звуков проводится ряд упражнений в произнесении того или иного звука в слогах, словах, предложениях. Дифференциацию звуков целесообразнее начинать гораздо раньше. Еще до постановки звука ребенок должен научиться выделять этот звук среди других звуков. Как только ребенок научится правильно артикулировать какой-либо звук, то этот звук уже сравнивается на слух с любыми звуками речи. Это и будет первый этап работы над дифференциацией. Нельзя начинать работу с тонких дифференциаций. Надо сначала сопоставлять звук с более отдаленными от него звуками, постепенно переходя к более сходным с ним звукам. Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от изучаемого каким-либо одним признаком. Например: звук «к» сравнивается со звуками «х, т, г», «с» со звуками «сь, т, з, ц, щ». С целью различения звуков на слух проводятся такие упражнения: «Выдели звук из ряда других звуков», «Выдели слог с этим звуком из ряда других слогов».
При произношении ряда слогов «са, ца, та, са, за, ся, ша, са» и т. д. Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку в ответ на произнесение слога «са». Аналогичное, но более трудное упражнение – выделение звука из начала слова. Детям предлагается поднимать руку в тех случаях, когда произнесенное слово начинается на звук «с». Даются примерно такие слова: танк, санки, цапля, зайка, суп, шашка, собака. Второй этап работы – это дифференциация изучаемого звука от других звуков не только на слух, но и в произношении. Работа начинается с простых слоговых упражнений, например, по дифференциации звонких и глухих звуков дети повторяют ряд слогов со звонким звуком, ряд слогов с глухим звуком : ба-бу-бо; па-пу-по. Затем называние картинок с парными звуками и выделение этих звуков, проговаривание слов, насыщенных парными звуками :
берлога (р-л);
кастрюля (р,-л).
Затем составление, повторение предложений со словами, насыщенными сравниваемыми звуками. Здесь очень хорошо использовать скороговорки, пословицы:
с - ш Поспешишь – людей насмешишь.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладошки-
Очень рады солнышку.
с-з-ш Мишка лапу занозил,
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
- Ты узнаешь мишку.
ж-ч Был тяжёл мешочек.
У Сашка из мешка
Сыпался песочек.
р,-л, Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
л-л, Воротилась Варя
Вечером с бульвара.
р-р, Не нашла в кармане
Варежки Варвара
Вот ведь как.
Затем дифференциация звуков происходит при составлении рассказов, при заучивании небольших текстов. Используются различные игры с проговариванием слов.
Например: дифференциация «с-з» в тексте.
«Зайка». Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют:
Зайка! Зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не можешь даже встать,
С нами вместе поплясать.
Та вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи,
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему морковку. Зайчик берет морковку и на-
чинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Работа по формированию фонематического восприятия включает в себя различение и выделение слогов в слове. Дети должны усвоить, что слова делятся на части, которые называют слогами. В словах может быть разное количество слогов. Обращается внимание на то, что слоги, в отличие от слов, ничего на обозначают. Чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом предлагаются упражнения. Произносится ряд слогов и слов, например: сани, су, ас, собака, са и т. д. Детям предлагается хлопнуть в ладоши или поднять руку, если они услышат слог. Для того, чтобы дети попрактиковались в делении слов на слоги, проводятся различные упражнения в форме игр : «Добавь слог», «Докончи слово», «Эхо» (повторение второй половины).
Дети учатся составлять схемы слов. Можно использовать упражнение: «Подбери слово к схеме», «Составь схему к слову». При работе со схемой детям необходимо ясно представить не только количество слогов, но и их последовательность. Вначале мы просим называть слоги только последовательно, а позднее вразбивку.
После того, как дети достаточно усвоят звуковой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу. Внимание детей привлекают к тому, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласный звук в схемах выделяется подчеркиванием, обводом или цветом. Используется широко игра «Живые звуки» с цветовыми сигналами: гласные – красные, согласные – темные.
Работа над предложением проводится на протяжении всего периода обучения.
Если в начале дети упражняются в составлении предложений, то в конце они должны научиться делить предложения на слова. Различные упражнения, проводимые в форме игр, развивают слуховое внимание, внимание к слову, к речи. Это игры «Живые слова», «Добавь слово по картинке», «Узнай, что изменилось», «Угадай, какое слово заблудилось», «Путаница».
Развитие фонематического слуха у детей с фонетик-фонематическим недоразвитием является одним из важнейших звеньев коррекционной-воспитательной работы. Оно должно опережать по времени работу над произношением. Работа по развитию фонематического слуха должна проводиться систематически, с учетом последовательности. Ни один этап работы не должен быть пропущен.
Развитый фонематический слух является основой для развития правильного произношения, обучения грамоте и развития монологической речи.