Папки-передвижки

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Инна Савина
Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематического восприятия включает следующие задачи:

1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся;

2. Научить детей различать поставленные или уточненные в произношении звуки на слух;

3. Развивать в произношении анализ и синтез звукового состава речи.

Публикация «Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки - не речевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки. Работа проводится в виде игр: «Что звучит?». За ширмой играют последовательно музыкальные инструменты, а дети отгадывают звучащий инструмент. «Узнай предмет по звуку». Здесь берутся различные бытовые предметы (молоток, вода, горох). Детей знакомят со звуками молотка, со звуком переливаемой воды, шумом гороха в коробке. Затем за ширмой издается звук и дети отгадывают предмет. Используются игры, где дети определяют направление звучания. Эти игры с колокольчиком, с хлопками, жмурки. «Часовой» - ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи проходит при развитии произношения. Исправляя произношение звуков, мы учим детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения и игры. Это прослушивание народных потешек «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый», «Сорока-ворона», вызывающие двигательные слуховые реакции на определенные слова. Это игры, связанные с выполнением речевых инструкций «Слушай и выполняй», «Сделай, как сказали», «Улавливай шёпот». Игры, когда дети по звукоподражанием угадывают животных : «Кто в гости пришел?», «Кто спрятался в домике?», «Угадай, кто зовёт» - здесь дети определяют голос товарища, или «Угадай, чей голосок» - угадывают, кто прочитал стишок. Игра «Кто внимательный» имеет очень много вариантов. Это и выделение хлопком определенного слова в ряду других слов, произносимых логопедом (только овощ, только одежду, определенное число) и поднятием руки отличить предмет, который летает (бегает, прыгает). Различные лото, где нужно соотнести слово с изображением.

Дети учатся определять наличие определенного звука в слове, его местоположение. Работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Вся система упражнений, направленных на анализ и синтез звукового состава речи, предлагается в следующей последовательности: звук, выделение звука из слога, из слова, а затем уже членение слова на слоги, предложения на слова.

На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.

Вторая ступень – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, он. В это время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак).

Третья ступень – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Э, Й не выделяются. После указанных упражнений дети овладевают четвертой ступенью подготовки – анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети выделяют звук из слов типа : суп.

Затем дети овладевают полным анализом двухсложных слов типа: «зубы» и включают в анализ слова со стечением согласных в составе слова (стол, шкаф, двухсложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок, некоторые трехсложные (канава, произношение которых не расходится с написанием. Все упражнения на выделение звуков из слова, как первых, так и последних, а также в середине слова могут проводиться в игровой и в учебной формах. Эти формы чередуются. Использование игр и игровых приемов помогает развитию у детей интереса к занятию и формированию потребности изучать звуковую сторону речи.

Игра «Раз, два, три».

Дети получают по две-три картинки. По сигналу логопеда дети последовательно поднимают картинки, в названия которых входят изучаемые звуки.

Работая над звуко произношением, логопед использует не только слух для дифференциации звуков, но и зрительный, кожный, тактильный анализаторы. Используется словесное описание артикуляция звуков, а также характеристики звуков. Сначала вводится понятие гласный звук. Гласный звук произносится свободно, нет преграды для выхода воздушной струи. Впервые на примере звуков «с-з» вводится понятие глухие, звонкие звуки. Дети учатся различать звуки, отличающиеся наличием или отсутствием работы голосовых связок. Звук «с» произносится без голоса, он глухой, звук «з» произносится с голосом, он звонкий. Эти характеристики звуков дети используют при звуковом анализе слогов, слов, при дифференциации звуков.

Когда говорят о дифференциации звуков, обычно имеют в виду тот последний этап логопедической работы, на котором после отработки двух парных звуков проводится ряд упражнений в произнесении того или иного звука в слогах, словах, предложениях. Дифференциацию звуков целесообразнее начинать гораздо раньше. Еще до постановки звука ребенок должен научиться выделять этот звук среди других звуков. Как только ребенок научится правильно артикулировать какой-либо звук, то этот звук уже сравнивается на слух с любыми звуками речи. Это и будет первый этап работы над дифференциацией. Нельзя начинать работу с тонких дифференциаций. Надо сначала сопоставлять звук с более отдаленными от него звуками, постепенно переходя к более сходным с ним звукам. Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от изучаемого каким-либо одним признаком. Например: звук «к» сравнивается со звуками «х, т, г», «с» со звуками «сь, т, з, ц, щ». С целью различения звуков на слух проводятся такие упражнения: «Выдели звук из ряда других звуков», «Выдели слог с этим звуком из ряда других слогов».

При произношении ряда слогов «са, ца, та, са, за, ся, ша, са» и т. д. Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку в ответ на произнесение слога «са». Аналогичное, но более трудное упражнение – выделение звука из начала слова. Детям предлагается поднимать руку в тех случаях, когда произнесенное слово начинается на звук «с». Даются примерно такие слова: танк, санки, цапля, зайка, суп, шашка, собака. Второй этап работы – это дифференциация изучаемого звука от других звуков не только на слух, но и в произношении. Работа начинается с простых слоговых упражнений, например, по дифференциации звонких и глухих звуков дети повторяют ряд слогов со звонким звуком, ряд слогов с глухим звуком : ба-бу-бо; па-пу-по. Затем называние картинок с парными звуками и выделение этих звуков, проговаривание слов, насыщенных парными звуками :

берлога (р-л);

кастрюля (р,-л).

Затем составление, повторение предложений со словами, насыщенными сравниваемыми звуками. Здесь очень хорошо использовать скороговорки, пословицы:

с - ш Поспешишь – людей насмешишь.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладошки-

Очень рады солнышку.

с-з-ш Мишка лапу занозил,

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

- Ты узнаешь мишку.

ж-ч Был тяжёл мешочек.

У Сашка из мешка

Сыпался песочек.

р,-л, Варежки у Вари

Пропали на бульваре.

л-л, Воротилась Варя

Вечером с бульвара.

р-р, Не нашла в кармане

Варежки Варвара

Вот ведь как.

Затем дифференциация звуков происходит при составлении рассказов, при заучивании небольших текстов. Используются различные игры с проговариванием слов.

Например: дифференциация «с-з» в тексте.

«Зайка». Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

Зайка! Зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не можешь даже встать,

С нами вместе поплясать.

Та вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи,

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку. Зайчик берет морковку и на-

чинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Работа по формированию фонематического восприятия включает в себя различение и выделение слогов в слове. Дети должны усвоить, что слова делятся на части, которые называют слогами. В словах может быть разное количество слогов. Обращается внимание на то, что слоги, в отличие от слов, ничего на обозначают. Чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом предлагаются упражнения. Произносится ряд слогов и слов, например: сани, су, ас, собака, са и т. д. Детям предлагается хлопнуть в ладоши или поднять руку, если они услышат слог. Для того, чтобы дети попрактиковались в делении слов на слоги, проводятся различные упражнения в форме игр : «Добавь слог», «Докончи слово», «Эхо» (повторение второй половины).

Дети учатся составлять схемы слов. Можно использовать упражнение: «Подбери слово к схеме», «Составь схему к слову». При работе со схемой детям необходимо ясно представить не только количество слогов, но и их последовательность. Вначале мы просим называть слоги только последовательно, а позднее вразбивку.

После того, как дети достаточно усвоят звуковой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу. Внимание детей привлекают к тому, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласный звук в схемах выделяется подчеркиванием, обводом или цветом. Используется широко игра «Живые звуки» с цветовыми сигналами: гласные – красные, согласные – темные.

Работа над предложением проводится на протяжении всего периода обучения.

Если в начале дети упражняются в составлении предложений, то в конце они должны научиться делить предложения на слова. Различные упражнения, проводимые в форме игр, развивают слуховое внимание, внимание к слову, к речи. Это игры «Живые слова», «Добавь слово по картинке», «Узнай, что изменилось», «Угадай, какое слово заблудилось», «Путаница».

Развитие фонематического слуха у детей с фонетик-фонематическим недоразвитием является одним из важнейших звеньев коррекционной-воспитательной работы. Оно должно опережать по времени работу над произношением. Работа по развитию фонематического слуха должна проводиться систематически, с учетом последовательности. Ни один этап работы не должен быть пропущен.

Развитый фонематический слух является основой для развития правильного произношения, обучения грамоте и развития монологической речи.

Публикации по теме:

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФН (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о гласных и согласных звуках, слоговом составе слова, буквах.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте Тема: Звук и буква «Р,р», перелетные птицы Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе Тема «Звуки д, д'» НАШИ ДРУЗЬЯ — ДЕДУШКА ДОМОВОЙ И ДОМОВЕНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. 1. Вырабатывать правильную артикуляцию.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение навыков звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у.

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей.

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста Упражнения на развитие чувственного восприятия «Снежная Королева». Задачи: 1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики; 2. Закреплять.

Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа в старшей группе «Звук [В]. Путешествие Вопси». «Космос» Тема: «Звук /в/». «Путешествие Вопси». В рамках лексической темы «День космонавтики».Цель:Совершенствование фонематического слуха. Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2017 в 10:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Савина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД