Ирина Гринберг
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «Р,р», перелетные птицы
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Программное содержание
Образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [р]. Упражнять в умении определять место звука [р] в слове (начало, середина, конец).
Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: Познакомить с буквой «Р, р». Научить заменять первый звук в словах на звук [р].Учить подбирать слова с заданным слогом. Развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов, ряд слов - из 3 элементов. Учить анализировать и составлять слова хор, сор. Развивать ручной праксис и зрительную память.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к занятиям.
Материалы и оборудование: предметные картинки: зеркала, мяч, ведёрки, панно пруда, фишки красного и синего цвета, символ звука [р], демонстрационный домик для согласных звуков, ромашки, картинки, напоминающие букву «Р», демонстрационные буквы Х, Р, О, С, пластилин, картонные ракеты на каждого ребёнка.
Ход деятельности
Организационный момент. В группе сооружён макет ракеты. Детям предлагается космическое путешествие. Дети занимают места в ракете.
- Артём, а какой первый звук ты слышишь в слове «ракета»?
- Правильно, звук [р].
Сообщение темы занятия
- Сегодня мы с вами будем называть слова со звуком [р], познакомимся с буквой «Р» и поиграем во множество игр.
1. Знакомство со звуком [Р].
- Мы прибыли на первую станцию, выходим. (Дети подходят к столу с зеркалами. На панно – картинки замков согласных и гласных звуков)
- Ребята, возьмите зеркала. Давайте произнесём звук [р].
Артикуляция звука :
- губы свободны;
- зубки сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует;
- воздушная струя идет посередине языка;
- горлышко «работает».
Символ «собака рычит: РРР»
Дети определяют, что звук [р] согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий, обозначается синим кружочком с колокольчиком.
2. Фонетическое упражнение «собака рычит: РРР»
- Ну что, ребята, летим дальше? (Дети усаживаются в ракету)
3. Игра «Повторялочки»
- А пока летим на следующую станцию, давайте поиграем в игру «Повторялочки». Я буду называть несколько слогов, а вы по очереди будете их повторять.
Ра-ро-ру-ры ра-ро-ру пра-про-пру-пры
Ро-ру-ры-ро ро-ру-ры апр-опр-упр
Рана – рак – рыба рыба – рынок – рак
4. Игра «Поймай рыбку»
- Ребята, а мы подлетели к следующей станции. На этой планете много озер и прудов. Давайте порыбачим. (Дети подходят к столу с воображаемым прудом).
- Каждый из вас будет ловить рыбку определять позицию звука [р] в слове (начало, середина, конец) и опускать рыбку в нужное ведерко. (После окончания игры дети садятся в ракету)
5. Пальчиковая гимнастика
- Ребята, а я увидела, как сейчас мимо нас пролетела стая перелётных птиц. Давайте вспомним с вами зарядочку для пальчиков о перелётных птицах.
Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены. Услышав название птицы, дети стучат подушечками пальцев поочередно:
Эта птица – скворушка,
Чёрненькое пёрышко.
Здесь сидит кукушка –
Известная болтушка.
Это – суетливый стриж,
Это – развесёлый чиж.
Закурлыкали вдали
Журавлики – журавли.
6. "Подбери слова на слоги" : (дети подбирают слова)
-Ра- (работа, рана, радость,.)
-Ро- (робот,рокот, ров,.)
-Ру- (руки, ручка, рукав,.)
-Ры- (рыба, рысь, рынок,.).
7. Знакомство с буквой «Р, р».
- Ребята, а вот еще одна станция. (Дети выходят и подходят к столу).
- Послушайте загадку:
Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
- Посмотрите, буква «Р» похожа на расчёску.
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок подставить
И друг другу «Р» представить. (Дети изображают букву.)
- Посмотрите, из скольких элементов состоит эта буква? (Двух)
Дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, буква «Р» большая и маленькая одинаково выглядят.
- Давайте нарисуем букву в воздухе, на столе.
- Сейчас мы с вами будем разбирать по звукам слова.
8. Анализ слов : ХОР, СОР.
Раздаю детям фишки синего и красного цвета.
- Ребята, послушайте, сколько звуков я произнесу : ХОР? (Три)
- Какой первый звук? (звук [х]). Второй звук? (звук [о]) Третий? ([р])
- Каким кружочком мы обозначим звук [х]? (синим)
- Положите синий кружок перед собой.
- Каким кружочком мы обозначим звук [о]? (красным)
- Обозначьте третий звук [р] кружочком.
Раздаю детям демонстрационные буквы Х, О, Р. Дети выстраиваются в слово «хор».
Аналогично разбирается слово «сор».
9. Динамическая пауза с мячом «Замени первый звук на звук [р]»
- Дети, давайте поиграем с мячом.
Дети становятся полукругом, взрослый - напротив детей.
- Я буду называть один слово, а вы должны убрать первый звук и вместо него поставить звук [р] : например – хобот – робот.
Танец – ранец мычать – рычать
Пугать – ругать лама – рама
Макеты – ракеты мука – рука
Поза – роза мак – рак
Дети садятся за стол.
- А теперь давайте вылепим букву «Р». Дети лепят из пластилина букву и выкладывают её на картонную ракету, вырезанную заранее логопедом.
Дети подходят к ракете и видят демонстрационные ромашки на полу.
10. Найди правильные буквы «Р» на ромашках
- Ребята, найдите ромашки, на которых буква «Р» изображена правильно.
11. Итог занятия
Дети садятся в ракету.
- Дети, вспомните, в какие игры мы сегодня играли?
- Вспомните слова со звуком [р].
- Вот мы и вернулись домой.
Дети выходят из ракеты.
Оценка деятельности детей, раздача поощрительных смайликов.