Получи документы

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»

Лидия Попова
Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для педагогов

"Развитие и усвоение звукового анализа"

Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Актуальность.

Публикация «Методическая разработка для педагогов „Развитие и усвоение навыков звукового анализа“» размещена в разделах

Проблема подготовки к школе детей актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. А анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Ознакомление ребёнка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, грамотному письму в школе, но и для всего последующего изучения родного языка. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте;

Задачи:

1. Сформировать у педагогов представления об особенностях развития навыка звукового анализа

2. Познакомить:

- с методами и приёмами овладения звуковым анализом;

- с играми по формированию навыка звукового анализа.

3. Заинтересовать педагогов в проведении специальных игровых упражнений.

Методическая разработка адресована воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

Содержание:

Введение

Этапы и правила выполнения звукового анализа слова

Игры и упражнения на развитие звукового анализа слова;

Заключение

Результативность использования данной методической разработки:

-проявление интереса педагогов к обучению детей грамоте;

-овладение приёмами и навыками звукового анализа;

-объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по обучению грамоте;

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми будет способствовать:

- успешности обучения детей

-повышению качества образовательного процесса по обучению детей грамоте детей;

-созданию в группе условий для обобщения материала по формированию и углублению знаний у детей по данной теме;

Перспективы использования разработки:

- детские сады общеразвивающего вида

-специализированные детские сады

-коррекционн – образовательные учреждения

Введение

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы:

вслушивание в звучание слова,

различение и правильное произношение звуков,

самостоятельное вычленение их из слова,

анализ его звуковой и слоговой структуры,

активные действия со словами

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

- определение количества звуков в слове;

- определение места звука в слове.

Это необходимо для:

-Обучения чтению

-Грамотному письму в школе

-Изучения родного языка

Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Приступая к обучению грамоте, дети знакомятся с понятиями «слово», «звук», «буква». Дети осознают, что звуки – мы слышим и произносим, а буквы – видим, читаем, пишем. Буква - это значок, который обозначает звук.

Обучаются выполнять простые формы звукового анализа:

- выделять звука из слова (есть такой звук или нет)

- выделять первый, последний и звук, стоящий в середине слова.

-определять место звука в слове

- называть позицию звука в слове и т. д.

Используя игры, упражнения, карточки - схемы, дети учатся определять звуки в разных позициях: в начале, в конце, в середине слова. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.

Игры для первого этапа:

Упражнения на различение понятий «звук» и «слово»:

«Собери в корзинку вкусные слова»;

«Назови, словом игрушки в магазине»;

«Скажи, какие звуки услышал в лесу»;

«Скажи, на чью песенку похож этот звук».

Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания:

«Какой звук часто встречается в этих словах, стихотворении»;

«Скажите, какие слова похожи в стихотворении»;

«Подбери подходящее слово»;

«Подскажи словечко»;

«Будь внимательным»;

«Скажи правильно»;

«Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть «песенка колокольчика» (звук «з») и другие.

Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука:

«Скажи так, как я»;

«Скажи, как кукла»;

«Скажи так, чтобы песенку услышала куколка»;

«Договори слово» (до. (м, со. (м);

«Спой песенку ветра (жука)»;

«Произнеси громко звук молотка»;

«Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».

Упражнения на определение первого звука в слове:

«Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук»;

«Назови первый звук слова»;

«В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук»;

«Найди себе пару» (с таким же звуком картинку);

«Соберем букет для наших мам» (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).

Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков:

«Найди братца»;

«Угадай, чей это мячик»;

«Найди друзей «старшему» и «младшему» братцам»:

«Угадай, к кому мы пойдем в гости»;

«Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик»;

«Спой песенку большого (маленького) насоса»;

«Разложи картинки к синему и зеленому кружочку».

"Поймай звук".

Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.

"Зоопарк".

Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк".

"Найди пару".

Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).

Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно"

"Скажи, как я".

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю

«Прятки со звуками».

Звуки любят играть в прятки. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. (показываю клеточки в схеме слова). Сегодня мы будем искать в словах звук комара («З»). Послушайте, как я буду искать звук комара в слове «Зонт». (показ: веду указкой по схеме и произношу слово). Где спрятался звук в слове? (в начале). Как я произнесла слово? (Медленно произнося слово, вела указкой по схеме и выделила голосом звук «З»). Какой в этом слове звук «з»? Каким кружочком обозначим звук? Предлагаю родителям найти звуки в других словах. Не забудьте обозначить звук фишкой.

«Сколько слов со звуком «Ш»?

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Ход игры: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Игра " Какое слово задумала? "

Педагог показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это. омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю:. омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?

- Да. Вы пропускаете звук Р.

Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.

II вариант игры: Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово. орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.

Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.

Вывод: Определение позиции звука в слове - это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.

Второй этап - обучение сложным формам звукового анализа:

I - формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, буквы)

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.

Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Мы показываем ему: картинка – это слово, клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» – «Три». – «А сколько звуков в слове?» – «Тоже три». «Давай будем эти звуки искать.

Для выполнения звукового анализа даются фишки:

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный - мягкий согласный,

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Звуковой анализ слова «Кит»:

1. Выделяем голосом первый звук: К-к-к-ит – первый звук «К» – он согласный, мягкий - обозначим его зелёным квадратиком.

2. Выделяем голосом второй звук: К-и-и-и-т – второй звук «И» – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделяем голосом третий звук: Ки-т-т-т - третий звук «Т» – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком.

В слове «Кит» 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки «К»и «Т». Гласный звук «И». Назовем звуки по порядку: «К», «И», «Т». Напечатаем слово буквами: КИТ

План анализа слова:

1. Произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.

2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, и т. д.

5.«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?

сколько гласных? Согласных?

сколько в слове слогов?

6. Обозначь звуки буквами

В качестве другой модели рекомендуется использовать пособие

«Звуковая линейка».

Её использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Правило: при выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ);

из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ);

из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА);

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)

слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)

слова из 2 слогов (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.

Игры:

«Живые звуки»

1 вариант:

Воспитатель предлагает поиграть со звуками: «Наташа будет звуком «А», а ты, Саша, звуком «У». Вы будете петь «песенки» у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).

IIвариант:

После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: «Надя будет первым звуком в слове «дом» - звуком «д». Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове «дом» - звук «о». Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово».

III вариант:

«Вы - звуки этого слова. Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова., третий звук слова., второй звук слова. Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово».

«Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Описание игры. Играющие получают домики с одинаковым количе-ством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

II - формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, только проговаривание.

Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Задания:

- «Какой в слове белка второй звук? Какой последний? Какой третий звук? И т. д.» Дети отгадывают, берут фишки, а если знают буквы «выставляют» слово.

- «Подойдите ко мне первый звук [б], третий звук [л], второй звук [е] и т. д.». Предложить встать по порядку. Задания можно варьировать.

-Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.

- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.

-Детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.

III- формирование действия звукового анализа в умственном плане.

Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Игры для 3 этапа:

«Найди картинку к схеме слова». «Подбери схему к картинке»

«Пирамида»

«Звуковое дерево».

На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета.

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т. к. первый звук в слове согласный, твёрдый.

Предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).

«Выложи звуковую схему слова»

Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на схему слова, по представлению.

Игры и упражнения:

«Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

«Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Заключение.

Обучение звуковому анализу - это сложный процесс для всех детей. Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателей.

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.

Публикации по теме:

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово»Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза.Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза. Дидактическая игра “Разноцветные гаечки»В логопедической работе я использую большое количество дидактических игр. Хочу вам представить.

Игры на развитие навыка звукового анализаИгры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников». Консультация – презентация для воспитателей Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой (.

Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей» Пояснительная записка Номинация - «Речевое развитие». Цель игры: повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие навыков фонематического анализа и синтезаРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза - Как научить детей "слышать" звуки? - Выделять конкретный звук из слова? - Составлять слово с заданным звуком? - Определять позицию звука.

Сундучки для звукового анализа в начале слов.Сундучки для звукового анализа в начале слов. Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 4 – 6 лет. Материал : сундучки красного, зеленого, синего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»
Опубликовано: 12 июня 2016 в 01:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД