Лидия Попова
Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для педагогов
"Развитие и усвоение звукового анализа"
Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Актуальность.
Публикация «Методическая разработка для педагогов „Развитие и усвоение навыков звукового анализа“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема подготовки к школе детей актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. А анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Ознакомление ребёнка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, грамотному письму в школе, но и для всего последующего изучения родного языка. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.
Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте;
Задачи:
1. Сформировать у педагогов представления об особенностях развития навыка звукового анализа
2. Познакомить:
- с методами и приёмами овладения звуковым анализом;
- с играми по формированию навыка звукового анализа.
3. Заинтересовать педагогов в проведении специальных игровых упражнений.
Методическая разработка адресована воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.
Содержание:
Введение
Этапы и правила выполнения звукового анализа слова
Игры и упражнения на развитие звукового анализа слова;
Заключение
Результативность использования данной методической разработки:
-проявление интереса педагогов к обучению детей грамоте;
-овладение приёмами и навыками звукового анализа;
-объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по обучению грамоте;
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми будет способствовать:
- успешности обучения детей
-повышению качества образовательного процесса по обучению детей грамоте детей;
-созданию в группе условий для обобщения материала по формированию и углублению знаний у детей по данной теме;
Перспективы использования разработки:
- детские сады общеразвивающего вида
-специализированные детские сады
-коррекционн – образовательные учреждения
Введение
Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы:
вслушивание в звучание слова,
различение и правильное произношение звуков,
самостоятельное вычленение их из слова,
анализ его звуковой и слоговой структуры,
активные действия со словами
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
- определение количества звуков в слове;
- определение места звука в слове.
Это необходимо для:
-Обучения чтению
-Грамотному письму в школе
-Изучения родного языка
Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
Приступая к обучению грамоте, дети знакомятся с понятиями «слово», «звук», «буква». Дети осознают, что звуки – мы слышим и произносим, а буквы – видим, читаем, пишем. Буква - это значок, который обозначает звук.
Обучаются выполнять простые формы звукового анализа:
- выделять звука из слова (есть такой звук или нет)
- выделять первый, последний и звук, стоящий в середине слова.
-определять место звука в слове
- называть позицию звука в слове и т. д.
Используя игры, упражнения, карточки - схемы, дети учатся определять звуки в разных позициях: в начале, в конце, в середине слова. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.
Игры для первого этапа:
Упражнения на различение понятий «звук» и «слово»:
«Собери в корзинку вкусные слова»;
«Назови, словом игрушки в магазине»;
«Скажи, какие звуки услышал в лесу»;
«Скажи, на чью песенку похож этот звук».
Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания:
«Какой звук часто встречается в этих словах, стихотворении»;
«Скажите, какие слова похожи в стихотворении»;
«Подбери подходящее слово»;
«Подскажи словечко»;
«Будь внимательным»;
«Скажи правильно»;
«Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть «песенка колокольчика» (звук «з») и другие.
Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука:
«Скажи так, как я»;
«Скажи, как кукла»;
«Скажи так, чтобы песенку услышала куколка»;
«Договори слово» (до. (м, со. (м);
«Спой песенку ветра (жука)»;
«Произнеси громко звук молотка»;
«Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».
Упражнения на определение первого звука в слове:
«Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук»;
«Назови первый звук слова»;
«В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук»;
«Найди себе пару» (с таким же звуком картинку);
«Соберем букет для наших мам» (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).
Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков:
«Найди братца»;
«Угадай, чей это мячик»;
«Найди друзей «старшему» и «младшему» братцам»:
«Угадай, к кому мы пойдем в гости»;
«Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик»;
«Спой песенку большого (маленького) насоса»;
«Разложи картинки к синему и зеленому кружочку».
"Поймай звук".
Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.
"Зоопарк".
Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк".
"Найди пару".
Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).
Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно"
"Скажи, как я".
Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю
«Прятки со звуками».
Звуки любят играть в прятки. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. (показываю клеточки в схеме слова). Сегодня мы будем искать в словах звук комара («З»). Послушайте, как я буду искать звук комара в слове «Зонт». (показ: веду указкой по схеме и произношу слово). Где спрятался звук в слове? (в начале). Как я произнесла слово? (Медленно произнося слово, вела указкой по схеме и выделила голосом звук «З»). Какой в этом слове звук «з»? Каким кружочком обозначим звук? Предлагаю родителям найти звуки в других словах. Не забудьте обозначить звук фишкой.
«Сколько слов со звуком «Ш»?
Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Игра " Какое слово задумала? "
Педагог показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это. омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю:. омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?
- Да. Вы пропускаете звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.
II вариант игры: Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово. орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.
Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.
Вывод: Определение позиции звука в слове - это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.
Второй этап - обучение сложным формам звукового анализа:
I - формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, буквы)
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.
Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Мы показываем ему: картинка – это слово, клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» – «Три». – «А сколько звуков в слове?» – «Тоже три». «Давай будем эти звуки искать.
Для выполнения звукового анализа даются фишки:
красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный,
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Звуковой анализ слова «Кит»:
1. Выделяем голосом первый звук: К-к-к-ит – первый звук «К» – он согласный, мягкий - обозначим его зелёным квадратиком.
2. Выделяем голосом второй звук: К-и-и-и-т – второй звук «И» – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделяем голосом третий звук: Ки-т-т-т - третий звук «Т» – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком.
В слове «Кит» 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки «К»и «Т». Гласный звук «И». Назовем звуки по порядку: «К», «И», «Т». Напечатаем слово буквами: КИТ
План анализа слова:
1. Произнеси слово и послушай его.
Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.
2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, и т. д.
5.«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
сколько всего звуков в слове?
сколько гласных? Согласных?
сколько в слове слогов?
6. Обозначь звуки буквами
В качестве другой модели рекомендуется использовать пособие
«Звуковая линейка».
Её использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Правило: при выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Порядок анализируемых слов:
слова из двух гласных (АУ);
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ);
из трёх звуков (РАК, КИТ)
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА);
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов (СУМКА)
из 3 открытых слогов (СОБАКА)
Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.
Игры:
«Живые звуки»
1 вариант:
Воспитатель предлагает поиграть со звуками: «Наташа будет звуком «А», а ты, Саша, звуком «У». Вы будете петь «песенки» у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).
IIвариант:
После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: «Надя будет первым звуком в слове «дом» - звуком «д». Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове «дом» - звук «о». Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово».
III вариант:
«Вы - звуки этого слова. Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова., третий звук слова., второй звук слова. Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово».
«Каждому звуку свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Описание игры. Играющие получают домики с одинаковым количе-ством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
II - формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, только проговаривание.
Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
Задания:
- «Какой в слове белка второй звук? Какой последний? Какой третий звук? И т. д.» Дети отгадывают, берут фишки, а если знают буквы «выставляют» слово.
- «Подойдите ко мне первый звук [б], третий звук [л], второй звук [е] и т. д.». Предложить встать по порядку. Задания можно варьировать.
-Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.
- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.
-Детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.
III- формирование действия звукового анализа в умственном плане.
Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
Игры для 3 этапа:
«Найди картинку к схеме слова». «Подбери схему к картинке»
«Пирамида»
«Звуковое дерево».
На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета.
Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т. к. первый звук в слове согласный, твёрдый.
Предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).
«Выложи звуковую схему слова»
Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на схему слова, по представлению.
Игры и упражнения:
«Телеграфисты»
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.
«Поймай звук»
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
Заключение.
Обучение звуковому анализу - это сложный процесс для всех детей. Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателей.
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.
Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.