Ирина Селидевская
Развитие фонематического восприятия в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Волшебный коврик».
В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. Работая в детском саду с детьми – логопатами, наблюдаю и анализирую трудности детей в овладении навыками правильной речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушены все структурные компоненты речи. Просматривая публикующиеся материалы, я обратила внимание, что много материалов по коррекции звуков, развитию слоговой структуры, овладению грамматическими навыками. А вот материала по фонетико – фонематическому восприятию недостаточно. Недостаточно таких материалов и в моей работе.
Публикация «Развитие фонематического восприятия в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
После анализа всего имеющегося материала мною и педагогами нашего сада была разработана система занятий, игр, направленных на развитие фонематического восприятия. В нашем детском саду работа по развитию фонематического восприятия проводится, начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем дошкольном возрасте продолжается более углубленно. Начинается она на материале первичных звуков и постепенно охватывает все звуки речи, правильно произносимые детьми. Кроме этого с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Работу по развитию у детей способности дифференцировать, можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3 этап – различие слов, близких по звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие у детей навыков элементарного анализа.
Работая с детьми – логопатами обратила внимание на трудности, которые они испытывают на каждом этапе. Но труднее всего дети выполняют задания на шестом этапе. Они затрудняются выделить слова с заданным звуком. В своей работе я использую дидактическую игру «Волшебный коврик». Я доработала эту игру, придумала ей сказочный сюжет, разработала образцы узоров. Материал в ней дается порционно, от простого к сложному с постепенным усложнением. Желая помочь сказочному герою, дети включаются в игру. Они на слух выделяют первый звук в слове и обозначают его фишкой нужного цвета.
Игра «Волшебный коврик»
Цели игры:
образовательная: учить детей определять первый звук в слове и обозначать его фишкой нужного цвета. К – красной фишкой: С – синей фишкой; З – зеленой фишкой; Ж – желтой фишкой; Ч –черной фишкой;
развивающая : развивать у детей цветовой гнозис, фонематический слух;
воспитательная : воспитывать желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Оборудование: Карточка с изображением контуров 9 кругов на каждого ребёнка. Карточка с изображением контуров 16 кругов. Карточка с изображением контуров 25 кругов на каждого ребёнка. Фишки – цветные круги: по 100 штук красного, синего, жёлтого, зелёного, чёрного цветов. Образцы узоров.
Раздаточный материал:
1. На каждого ребё нка: 1 карточка с 9 кругами и фишки 2 – х цветов (синего и красного) по 10 штук.
2 - усложнение: 1 карточка с 9 кругами на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного)
3 – усложнение: 1 карточка с 16 контурами кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого)
4 – усложнение: 1 карточка с контурами 25 кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого, чёрного)
Ход игры:
Давным-давно жил был художник. Он был бедным и зарабатывал себе на хлеб тем, что придумывал на холсте узоры для коврика. Затем эти рисунки он отдавал ткачам короля, и они ткали прекрасный ковёр. Однажды художник трудился целый день и закончил свою работу поздно вечером. Он очень устал, ведь он не ел с самого утра. Но когда работа была закончена, он оставил холст высыхать, а сам пошёл ужинать в свою хижину. И вдруг пошёл дождь, который смыл весь узор. Увидев чистый холст, художник очень расстроился, ведь у него не было денег купить новые краски. Давайте, ребята, поможем художнику сделать новый узор? А для этого слушайте меня внимательно. Для работы нам понадобится карточка, на которой нарисованы 9 контуров кругов. И фишки красного и синего цвета. Узор у нас будет из красных и синих кругов. Начнём выкладывать узор с верхней дорожки слева направо. Я называю слова. Если слово начинается на звук К – закрываем контур красным кружком, если на звук С – синим кружком.
Слова: куст, собака, каша,
сок, сын, стакан,
компот, сапоги, кукушка.
Показываю образец узора, дети проверяют себя.
2 усложнение – проводится аналогично, добавив зелёные фишки.
Слова: кот, зубы, кувшинка,
сон, квас, суп,
кабан, звонок, качели.
3 усложнение – коврик из 16 кругов и добавили фишки жёлтого цвета.
Слова: карандаш, кран, жара, жаба,
солнце, сыч, зола, забор,
жир, журнал, камень, капуста,
закладка, зубр, сын, сок.
4 усложнение – коврик из 25 кругов, добавили фишки чёрного цвета.
Слова: капуста, червяк, квас, человек, кусок,
зубы, жук, квакушка, живот, замок,
стакан, крокодил, краски, кофта, сок,
забор, Чебурашка, компот, чучело, змея,
кольцо, жираф, клёст, жасмин, круг.
Показала образец коврика. Дети проверили свои коврики.
Рефлексия. Подведение итогов игры. Можно предложить детям самостоятельно придумать узор для коврика.