МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия в игре

Ирина Селидевская
Развитие фонематического восприятия в игре
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Волшебный коврик».

В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. Работая в детском саду с детьми – логопатами, наблюдаю и анализирую трудности детей в овладении навыками правильной речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушены все структурные компоненты речи. Просматривая публикующиеся материалы, я обратила внимание, что много материалов по коррекции звуков, развитию слоговой структуры, овладению грамматическими навыками. А вот материала по фонетико – фонематическому восприятию недостаточно. Недостаточно таких материалов и в моей работе.

Публикация «Развитие фонематического восприятия в игре» размещена в разделах

После анализа всего имеющегося материала мною и педагогами нашего сада была разработана система занятий, игр, направленных на развитие фонематического восприятия. В нашем детском саду работа по развитию фонематического восприятия проводится, начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем дошкольном возрасте продолжается более углубленно. Начинается она на материале первичных звуков и постепенно охватывает все звуки речи, правильно произносимые детьми. Кроме этого с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Работу по развитию у детей способности дифференцировать, можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различие слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие у детей навыков элементарного анализа.

Работая с детьми – логопатами обратила внимание на трудности, которые они испытывают на каждом этапе. Но труднее всего дети выполняют задания на шестом этапе. Они затрудняются выделить слова с заданным звуком. В своей работе я использую дидактическую игру «Волшебный коврик». Я доработала эту игру, придумала ей сказочный сюжет, разработала образцы узоров. Материал в ней дается порционно, от простого к сложному с постепенным усложнением. Желая помочь сказочному герою, дети включаются в игру. Они на слух выделяют первый звук в слове и обозначают его фишкой нужного цвета.

Игра «Волшебный коврик»

Цели игры:

образовательная: учить детей определять первый звук в слове и обозначать его фишкой нужного цвета. К – красной фишкой: С – синей фишкой; З – зеленой фишкой; Ж – желтой фишкой; Ч –черной фишкой;

развивающая : развивать у детей цветовой гнозис, фонематический слух;

воспитательная : воспитывать желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: Карточка с изображением контуров 9 кругов на каждого ребёнка. Карточка с изображением контуров 16 кругов. Карточка с изображением контуров 25 кругов на каждого ребёнка. Фишки – цветные круги: по 100 штук красного, синего, жёлтого, зелёного, чёрного цветов. Образцы узоров.

Раздаточный материал:

1. На каждого ребё нка: 1 карточка с 9 кругами и фишки 2 – х цветов (синего и красного) по 10 штук.

2 - усложнение: 1 карточка с 9 кругами на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного)

3 – усложнение: 1 карточка с 16 контурами кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого)

4 – усложнение: 1 карточка с контурами 25 кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого, чёрного)

Ход игры:

Давным-давно жил был художник. Он был бедным и зарабатывал себе на хлеб тем, что придумывал на холсте узоры для коврика. Затем эти рисунки он отдавал ткачам короля, и они ткали прекрасный ковёр. Однажды художник трудился целый день и закончил свою работу поздно вечером. Он очень устал, ведь он не ел с самого утра. Но когда работа была закончена, он оставил холст высыхать, а сам пошёл ужинать в свою хижину. И вдруг пошёл дождь, который смыл весь узор. Увидев чистый холст, художник очень расстроился, ведь у него не было денег купить новые краски. Давайте, ребята, поможем художнику сделать новый узор? А для этого слушайте меня внимательно. Для работы нам понадобится карточка, на которой нарисованы 9 контуров кругов. И фишки красного и синего цвета. Узор у нас будет из красных и синих кругов. Начнём выкладывать узор с верхней дорожки слева направо. Я называю слова. Если слово начинается на звук К – закрываем контур красным кружком, если на звук С – синим кружком.

Слова: куст, собака, каша,

сок, сын, стакан,

компот, сапоги, кукушка.

Показываю образец узора, дети проверяют себя.

2 усложнение – проводится аналогично, добавив зелёные фишки.

Слова: кот, зубы, кувшинка,

сон, квас, суп,

кабан, звонок, качели.

3 усложнение – коврик из 16 кругов и добавили фишки жёлтого цвета.

Слова: карандаш, кран, жара, жаба,

солнце, сыч, зола, забор,

жир, журнал, камень, капуста,

закладка, зубр, сын, сок.

4 усложнение – коврик из 25 кругов, добавили фишки чёрного цвета.

Слова: капуста, червяк, квас, человек, кусок,

зубы, жук, квакушка, живот, замок,

стакан, крокодил, краски, кофта, сок,

забор, Чебурашка, компот, чучело, змея,

кольцо, жираф, клёст, жасмин, круг.

Показала образец коврика. Дети проверили свои коврики.

Рефлексия. Подведение итогов игры. Можно предложить детям самостоятельно придумать узор для коврика.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Барышня-хозяюшка» для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Барышня-хозяюшка» для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию Дидактическую игру «Барышня-хозяюшка» Цели: – автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л]; – дифференциация.

Игра для развития зрительного восприятия «Мой волшебный шар»Игра для развития зрительного восприятия «Мой волшебный шар» Возраст: Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие зрительного восприятия, через распознавание силуэтного изображения букв.

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие фонематического восприятия речи детей 6–7 лет на этапе подготовки к школе» Изучению формирования осознания языка и речи, фонематического восприятия посвящены исследования Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карпова,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре» Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия» 1 слайдКонсультация для родителей (с презентацией) «Воспитание фонематического слуха и восприятия». 2слайд Цель:Показать родителямзначимость.

Развитие фонематического восприятия у младших школьников Консультация для родителей Тема: Развитие фонематического восприятия младших школьников. Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру 1) Актуальность и перспективность опыта: Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок,.

Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей Развитие ребенка через игру Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и.

Развитие творческих способностей детей через театрализованную игру Развитие творческих способностей детей через театрализованную игру Для чего нужны нам сказки? Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет.

Консультация для родителей «Развитие познавательной сферы ребенка в игре» Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. В этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия в игре
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 23:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия в игре» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Селидевская (УИ 391850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД