НАТАЛЬЯ АНТОННИКОВА
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема: Развитие фонематического восприятия младших школьников.
Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического восприятия через систему упражнений.
Задачи:
1. ознакомление с особенностями и этапами развития фонематического восприятия;
2. побуждение к проведению занятий по развитию фонематического восприятия;
Публикация «Развитие фонематического восприятия у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие фонематического слуха
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. ознакомление с упражнениями по развитию фонематического восприятия в домашних условиях.
Ход консультации
1. Теоретическая часть.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.
Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе следующие компоненты:
1. фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
2. фонематический анализ и синтез - это умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез - это способность к умственным действиям по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
3. фонематическое представление – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Основные этапы формирования фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.
• Различение слов, близких по звуковому составу.
• Дифференциация слогов.
• Дифференциация фонем.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
• Определение количества слогов в словах разной структуры.
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
• Выделение первого и последнего звука в слове.
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
• Придумывание слова с заданными звуками.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка.