Татьяна Кириченко
Консультация для родителей «Развитие познавательной сферы ребенка в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательной сферы ребенка в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.
Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Также важно также научить ребенка способности видеть мир с точки зрения другого человека, преодолевать свойственный детям эгоцентризм.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает высокая познавательная активность, расширяется кругозор, пополняется багаж знаний об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами совершенствования системы образования. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. Данная работа заключается в раскрытии задатков ребенка, заложенных природой и в развитии способностей на основе этих задатков.
Ключевой проблемой является выяснение возможностей саморазвития детского интеллекта.
Наиболее существенный вклад в решение этого вопроса внес Е. А. Климов. Он разработал классификацию деятельности человека с учетом возраста:
1. ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА
3. ЧЕЛОВЕК-ОБРАЗ
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАК
5. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК.
Эта же классификация используется и в дальнейшей жизни ребенка и в школе и при выборе профессии подростка.
В этом возрасте мы закладываем фундамент профориентации.
Ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также мы очень рекомендуем совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах детской деятельности, будущей профессии.
Изучив подробно профорентационную периодизацию, мы заметили, что она хорошо «ложится» на развитие навыков и способностей у детей дошкольного возраста.
Эти пять сфер деятельности человека выстроены в таком порядке не случайно, а в строгом соответствии с этапами психического развития ребенка и переход к следующему этапу предусматривает качественную проработку предыдущего этапа.
Например, если мы говорим о первом этапе – развитии сенсорных задатков – если недостаточно развиты все анализаторы, переходить к развитию мелкой моторики (работа в сфере ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА) крайне не желательно.
Сейчас Вашему вниманию будут представлены игры, которые способствуют развитию тех или иных задатков и способностей ребенка в соответствии с пятью сферами деятельности человека:
1. Квадрат Воскобовича.
2. Пирамидка.
3. Интерактивный руль
4. Кляксы
5. Обобщение.
6. Крокодил.
Итак, мы рекомендовали Вам набор некоторых игр, для развития познавательной сферы ребенка. Вы увидели важность и необходимость этого основного вида деятельности дошкольника.
Итогом нашей встречи должно стать понимание того, что игра ребенка это особо важный элемент детской деятельности. Не жалейте времени на игру с Вашими малышами. Играйте в эти игры, придумывайте подобные.
Все что Вы вложите в ребенка сейчас в игре – доступной и интересной деятельности – увидите в дальнейшей жизни ваших детей.