Александра Циопа
Развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха является одной из ведущих задач при исправлении нарушений звукопроизношении.
Фонематический, или речевой слух – это тонкий, целенаправленный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка, осуществлять понимание чужой речи и контроль за собственной.
Функции фонематического слуха формируются постепенно от рождения ребенка, и к старшему дошкольному возрасту дети в норме обладают следующими навыками:
Публикация «Развитие фонематического слуха» размещена в разделах
1. Фонематическое восприятие (с 2 лет) – восприятие и различение фонем, опознание акустического образа.
2. Фонематический анализ (простые формы) (5 лет) – различение слов на звуки:
- способность выделить звук на фоне других звуков, слогов, слов
- выделение первого и последнего звука в слове
- определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Простые формы фонематического анализа формируются самостоятельно в процессе развития ребенка, сложные формы (6 -7 лет)– при целенаправленном обучении:
- определение последовательности звуков в слове по порядку (порядковый анализ)
- определение количества звуков в слове (количественный анализ)
- определение местоположения звука в слове по отношению к другим звукам (позиционный анализ)
3. Фонематический синтез (6 -7 лет) – способность составить слово из заданных звуков.
4. Фонематические представления (6 -7 лет) – способность подобрать слова на заданный звук в разной позиции слова (начало, середина, конец).
Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности, поэтому он признан основой всей сложной речевой системы. Несформированность фонематических функций отражается в следующих дефектах:
- Замены звуков (шапка – сапка)
- Смешения звуков (суба – шапоги)
- Нестойкое употребление звуков в речи.