лариса васютина
Опыт работы «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга.
Раздел I
Информация об опыте
Публикация «Опыт работы „Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга“» размещена в разделах
Условия возникновения и становления опыта. Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №14 «Солнышко», расположенном в микрорайоне Интернациональный. Детский сад посещают 152 ребёнка. В дошкольном учреждении функционируют 8 групп. Занятия по физической культуре проводятся в семи возрастных группах. В основном это дошкольники с первой и со второй группой здоровья. В результате наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности было отмечено, что воспитанники достаточно подвижны, так как все моменты их повседневной жизни в дошкольном учреждении наполнены движениями. В то же время из бесед с детьми и родителями был сделан вывод, что дома воспитанники мало двигаются, много времени проводят за просмотром телевизора, у компьютера.
Были проанализированы данные заболеваемости детей, по результатам которых сделан вывод, что зачастую причины их заболеваемости могут скрываться в недостатке движения, в неправильной организации двигательной активности, а также в недостаточно сформированных знаниях о физическом развитии среди детей и родителей. Была проведена первичная диагностика по методике М. А. Руновой «Определение физической подготовленности детей дошкольного возраста», которая показала, что большинство дошкольников имеют низкий уровень физической подготовленности. Поэтому возникла идея использования возможностей стретчинга в улучшении общей физической подготовленности детей среднего, старшего дошкольного возраста.
Актуальность опыта. Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна. В современном обществе проблема малоподвижного образа жизни, сохранения здоровья детей является, как никогда ранее, актуальной из-за общего ухудшения состояния здоровья детей, увеличения врождённых недостатков и отклонений в здоровье детей дошкольного возраста.
Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, либо их отсутствие, снижает эффективность педагогического процесса и может нанести ущерб здоровью ребенка. Данный опыт поможет построить физкультурную и оздоровительную работу с детьми, учитывая их возможности, потребности и желания, а так же найти новые подходы для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование игрового стретчинга на занятиях по физической культуре.
Стретчинг помогает сделать привлекательной образовательную деятельность по физической культуре для всех детей, достичь в совместной деятельности с детьми оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности. Но применению игрового стретчинга в дошкольном учреждении уделяют недостаточно внимания. Таким образом, возникают следующие противоречии:
1. Между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по физическому развитию и потребностью введения новых технологий.
2. Между необходимостью развития физических качеств у детей дошкольного возраста и недостаточным применением игрового стретчинга, способствующего развитию этих качеств, в практике работы ДОУ.
3. Между желанием родителей видеть своих детей здоровыми, спортивными и недостаточными знаниями у родителей по применению игровых упражнений на развитие физических качеств.
Ведущая педагогическая идеи опыта заключается в создании необходимых условий для развития физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с 2014 по 2017 год. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - начальный (с сентября по декабрь 2014 г.). На этом этапе проводилась диагностика, анкетирование родителей. Была изучена методическая литература по проблеме.
Второй этап - практический с января 2015 по апрель 2016 г). на данном этапе было апробировано применение системы упражнений игрового стретчинга. Использовались активные формы работы с родителями по привлечению их внимания к проблеме.
На третьем этапе - заключительно-обобщающем (май 2017 г.) проводилась итоговая диагностика, анкетирование родителей, систематизировались и обобщались данные исследовательской работы, формулировались выводы.
Диапазон опыта представлен единой системой использования игрового стретчинга для развития физических качеств дошкольников : организованная образовательная деятельность – образовательная деятельность в режимных моментах – самостоятельная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретическая база опыта. Теоретическую базу опыта составили труды таких авторов, как Б. А. Андерсон, Б. А. Ашмарин, В. И. Лях, Ю. В. Менхин.
Прежде чем начать изучать эту тему, автор обращалась к толковому словарю, где выяснила, что «стретчинг» происходит от английского слова stretching, что означает «натянуть», «растягивать».
Методистом, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга, является А. Г. Назарова. [10]. По её мнению, игровой стретчинг- это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине. Изучая методику Назаровой А. Г., мы видим раскрытие дефиниции «игровой стретчинг» через игру, то есть по её мнению она имеет первоочередное значение в процессе занятий игровым стретчингом.
Согласно В. И. Лях [7], М. А. Родик [11] занятие должно быть построено с учётом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
По утверждению Ю. В. Менхина [9] упражнения игрового стретчинга способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а так же содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия, во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными.
Автор книги «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг» Е. В. Сулима [13] отмечает, что «стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большой амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку».
Б. А. Андерсон [1] утверждает, что обязательно нужно расширять свои познания в области заботы о здоровье и о спорте, не только взрослых, но и детей с самого раннего возраста.
Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на основе сотрудничества ребенка и взрослого, отмечает А. И. Буренинина [3] .
Согласно высказыванию Н. А. Фоминой[14] : «Основная интрига сказки позволяет сохранить психоэмоциональный настрой на протяжении всего занятия. А, как известно, положительно эмоциональный фон помогает ребенку освоить любой изучаемый материал. Отодвигается фаза утомления, поддерживается работоспособность организма».
Новизна опыта заключается в комбинировании упражнений игрового стретчинга с традиционными упражнениями на физкультурных занятиях в ДОУ.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Данный опыт может быть использован инструкторами по физической культуре и воспитателями детских садов, руководителями спортивных кружков для дошкольников, родителями воспитанников.
Раздел II
Технология описания опыта
Работа над опытом началась с выявления уровня физической подготовленности детей средней группы. По результатам диагностики М. А. Руновой «Определение физической подготовленности детей дошкольного возраста» было выявлено, что 51% детей имеют низкий уровень развития таких физических качеств, как гибкость, выносливость, равновесие, ловкость и сила. У 30% обследованных детей эти качества развиты, но требуют тренировки. Высокий уровень у 18% детей, но этим воспитанникам необходимо акцентировать внимание на более точном выполнении упражнений. Большинство детей не могут справляться с заданиями самостоятельно и не прилагают усилия выполнить их правильно. Отсутствует выразительность, грациозность, пластичность движений в выполнении упражнений. Дети среднего дошкольного возраста осваивают двигательные навыки и умения и в этот период важна точность, ловкость и координация движений. Неправильное выполнение движений становится причиной застенчивости детей, скованности их позвоночников, что в свою очередь ведет к нарушению осанки и в итоге мешает социальной адаптации.
Было проведено анкетирование родителей, которое показало, что папы и мамы мало уделяют внимания укреплению здоровья ребёнка с помощью физических упражнений, стретчинга, закаливания, подвижных игр. (Приложение№4) 68 % родителей не делают зарядку, не водят детей в спортивные секции 56%, не знают, что такое стретчинг 45% родителей, 93% считают, что необходимы в детском саду упражнения на гибкость и пластику.
Цель данного опята – развитие таких физических качеств у дошкольников как гибкость, пластика, сила через применение упражнений игрового стретчинга.
Для достижения цели данной работы были определены следующие задачи:
1. Создать условия для развития у дошкольников мышечной силы, подвижности в различных суставах, гибкости, выносливости, скоростных, координационных способностей, правильной осанки; для развития психических качеств : внимания, памяти, воображения.
2. Способствовать развитию и совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.
3. Разработать систему упражнений игрового стретчинга.
Занятия игровым стретчингом строятся на основе дидактических принципов: Наглядность. Игровой стретчинг – это образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.
Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
Систематичность. Занятия должны проходить регулярно с постепенным повышением нагрузки, усложнением техники исполнения.
Индивидуальный подход. Должен быть учет возраста, способностей каждого ребенка, особенностей его характера, воспитание интереса к занятиям, активности.
Сознательность. Должно присутствовать понимание пользы упражнений, желание и необходимость их выполнения на занятиях и в домашних условиях.
Работа по применению игрового стретчинга охватывает три возрастных периода дошкольников. Свою работу по внедрению игрового стретчинга педагог начала со средней группы. Игровой стретчинг автор опыта применяла на каждом занятии, включая в комплекс разминки по 1-3 упражнения (в зависимости от возраста). Так же стретчинг применялся в комплексе утренней гимнастики, в режимных моментах, в свободной деятельности. При проведении упражнений игрового стретчинга можно использовать как индивидуальные формы работы, так и групповые. Занятия проводились в проветренном и чистом помещений на протяжении 20-30 минут. Особые требования предъявлялись к одежде детей : они должны быть одеты легко, без обуви или в носках, чешках. Обязательным оборудованием является коврик. Перед началом занятия педагог уделяла большое внимание общему положительному эмоциональному настрою, чтобы создать радостное состояние и позитивное отношение к выполнению упражнений.
Автором опыта разработана картотека игровых упражнений для каждой группы. (Приложение № 5)
Для каждого возрастного периода физкультурные занятия с использованием игрового стретчинга имеют разную направленность и структуру:
-детям средней группы (Приложение №1) они должны доставлять удовольствие и вызывать интерес. Внимание педагога было сконцентрировано на умении детей ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, следить за осанкой и правильным дыханием, а также выполнять простейшие упражнения стретчинга (вытягивание вверх, наклоны вперед, стойка на четвереньках и т. д.)
-в старшей группе (Приложение №2) занятия также должны вовлекать каждого ребенка и заинтересовывать в выполнении заданий. В этом возрасте активно практикуются более сложные упражнения игрового стретчинга. Помимо этого работа направлена на развитие творческих способностей у детей, проявление у них самостоятельности в выполнении упражнений.
-в подготовительной группе (Приложение№3) формируется потребность в движении, развиваются двигательные способности и самостоятельность, а также умение контролировать себя; активизируется ранее изученное и дается детям возможность импровизировать при выполнении упражнений стретчинга.
Приведенная ниже таблица показывает динамику усложнения упражнений игрового стретчинга в соответствии с возрастными особенностями детей.
Упражнение
средняя старшая подготовительная
«деревце» И. П. : ноги свободно
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – опустить вниз
(выдох).
2-4 повторения И. П. : о. с.
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – опустить через стороны вниз
(выдох).
4-6 повторений И. П. : о. с.
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – опустить через стороны вниз
(выдох).
Усложнение - наклоны влево, вправо.
6-8 повторений
«кошечка» И. П. стоя в упоре на ладонях рук и
коленях.
1 – (вдох);
2 –(выдох).
2-4 повторения И. П. стоя в упоре на ладонях рук и
коленях.
1 – прогнуть спину (вдох);
2 – округлить спину голову опустить
вниз (выдох).
4-6 повторений И. П. стоя в упоре на ладонях рук и
коленях.
1 – прогнуть спину (вдох);
2 – округлить спину голову опустить
вниз (выдох).
Усложнение – подлезание вперед, назад.
6-8 повторений
«самолет» И. П. сидя на коленях, руки вдоль туловища
1- выпрямить руки в сторону-вдох правую
(вдох).
2-опустить руки - (выдох).
2-4 повторения И. П. сидя на коленях, руки вдоль
туловища
1- согнуть ногу правую (левую) в
колени (вдох).
2-выпрямить руки в стороны (выдох).
4-6 повторений И. П. сидя на коленях, руки вдоль
туловища
1- согнуть ногу правую (левую) в
колени (вдох).
2-выпрямить руки в стороны (выдох).
Усложнение – повороты влево, вправо.
6-8 повторений
«Солнечные лучи» И. П. ноги свободно, руки в стороны.
1-наклон вперед, тянемся к носочкам (вдох)
2-выпрямились в исходное положение (выдох)
2-4 повторения И. П. широкая стойка, руки в стороны.
1-наклон в левую (правую) сторону, тянемся к носочку (вдох)
2-исходное положение (выдох)
4-6 повторений И. П. широкая стойка, руки в стороны.
1-наклон в левую (правую) сторону, тянемся к носочку (вдох)
2- исходное положение (выдох)
Усложнение – ноги не сгибаем
6-8 повторений
В основе выполнения всех упражнений лежит чередование напряжения и расслабления мышц. В процессе растяжек и расслабления неоюбходимо создавать обратную связь, то есть обращается внимание на состояние данной группы мышц, а также всего тела.
Упражнения выполнялись под спокойное музыкальное сопровождение или рассказ, что создавало более благоприятную атмосферу.
Каждое занятие с использованием игрового стретчинга состояло из трёх частей. Основным заданием первой (вводной) части занятия являлась подготовка организма детей к выполнению интенсивных упражнений в последующей части занятия. Она заключалась в несложном комплексе упражнений на координацию движений, внимания, а также танцев и игровой ритмики.
Во время второй (основной) составляющей части занятия дети закрепляют старые упражнения и задания, а также учатся выполнять новые. В это время применяются упражнения стретчинга, направленные на физиологическое воздействие на организм ребёнка, а также на воспитание физической культуры детей. Основная часть начинается упражнением на растяжку позвоночника.
Заключительная часть занятия призвана восстановить организм после активных физических нагрузок и подготовить к переключению на другие виды деятельности. Наиболее быстрому восстановлению организма способствуют дыхательные упражнения, кроме того, они несут оздоровительный характер. Практика показывает, что нужно научиться правильно, дышать носом, с движением соотносить вдох и выдох.
Релаксационные упражнения включаются в каждое занятие. Важно, чтобы ребёнок научился менять напряжение мышц на их расслабление после физической нагрузки. Лучше всего упражнения на релаксацию проводить также в игровой форме с использованием музыкального сопровождения или с сопровождением рассказа, сказки.
Занятия, построенные только на игровом стретчинге, включают в себя комплекс из 5-8 упражнений (в зависимости от возраста детей, которые направлены на развитие гибкости различных групп мышц. Сценарий игры строится таким образом, чтобы при выполнении упражнений нагрузка распространялась равномерно на всё тело ребёнка. При игровом стренчинге дети учатся переключать внимание, садятся в позу для слушания, сделав определённое упражнение на растягивание и развитие гибкости. При этом необходимо следить за тем, чтобы они сидели с прямой спиной. Время выполнения всех упражнений составляет 5-20 минут. Между упражнениями на протяжении одной минуты дети учатся правильно сидеть.
Кроме игровых упражнений могут проводиться танцевальные игры, которые позволяют развивать внимание детей, а также активизировать их действия.
Окончание занятия подразумевает подведение итогов успехов детей, самооценки.
Все упражнения выполняются без рывков, чрезмерных усилий, ритмично. Нагрузка регулируется амплитудой движения, а также количеством повторения упражнений.
Неотъемлемой частью работы над опытом являлась взаимосвязь с родителями воспитанников. Для ознакомления родителей с новой оздоровительной методикой была проведена консультация для родителей (Приложение №6) «Игровой стретчинг дома. Делай как я, делай лучше меня», подготовлена презентация «Игровой стретчинг», проводен мастер – класс, где родители с удовольствием выполняли несложные стретчинговые упражнения.
Жизнь в детском саду разнообразна, красочная, богатая впечатлениями, дети с удовольствием должны посещать образовательное учреждение. Самыми запоминающимися для воспитанников являются спортивные праздники, развлечения и досуги. Традиционно в нашем образовательном учреждении проводятся «День здоровья», «В гости к бабушке», «Здоровье, спорт, дружба!» «23 февраля – День Защитника Отечества», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День Победы», «День защиты детей», «День государственного флага РФ», «Вместе с папой - день пап», «праздник Нептуна», «Веселые старты», «Семейные старты» и др., где дети с удовольствием показывали физические качества с использованием игрового стретчинга.
Раздел III
Результативность опыта
Результативностью данного опыта является улучшение физических качеств детей дошкольного возраста : возросла координация движений, точность выполнения упражнений; в движениях детей появилась пластика, красота, четкость, повысился интерес к занятиям, повысилась двигательная активность.
Об этом свидетельствуют данные диагностики, проведенной по методике М. А. Руновой «Определение физической подготовленности детей дошкольного возраста»
уровень сила ловкость гибкость равновесие выносливость
Сентябрь
2014 г. Высокий 18% 20% 15% 18% 20%
Средний 25% 28% 31% 33% 36%
Низкий 57% 52% 54% 49% 44%
Май 2017 Высокий 78% 80% 78% 75% 70%
Средний 18% 16% 18% 23% 28%
Низкий 4% 4% 4% 2% 2%
Диагностика, проведенная в конце опыта, показала положительную динамику развития физических качеств дошкольников. Большинство детей в подготовительной группе выразительно и точно выполняют физические упражнения. Самоконтроль и самооценка присутствуют постоянно. Дети проявляют элементы творчества в двигательной деятельности, самостоятельно составляют простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передают разнообразие конкретного образа (персонажа животного, проявляют индивидуальность в своих движениях. У детей сформирован устойчивый интерес к физическим упражнениям.
Повысились знания компетентности родителей в вопросах игрового стретчинга, которым можно заниматься и дома. Было проведено повторное анкетирование, по результатом которого видно, что родители стали активнее принимать участие в оздоровительной жизни детей, 100% считают, что стретчинг важен для развития гибкости и пластики, 75% хотели бы видеть своего ребенка в спортивной секции и 100% отметили, что важно заниматься физкультурой, как в детском саду, так и дома.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андерсон Б. А. Растяжка для каждого. Стренчинг/ Б. А. Андерсон: пер. С англ. О. Г. Белошеев. – Минск, Попурри, 2002. – 224 с.
2. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А. и др. Теория и методика физического воспитания. - М: Просвещение, 1990. - 287 с.
3. Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников. Учебно-методические пособие по програмне «Ритмическая мозаика» - Спб., 1999. – 111 с.
4. Журавин М. Л., Меньшиков Н. К. Гимнастика - М: Академия, 2001 - 448с.
5. Захаров Е. Е., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки : Методические основы развития физических качеств. - М. : Лептос, 1994.-368.
6. Лях В. И. Гибкость и методика ее развития - Физкультура в школе № 1 1999 - С. 25-26.
7. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе - М: Владос - Пресс, 2003 - 248 с.
8. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. - М: Физкультура и спорт, 1989 - 224 с.
9. Назарова А. Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми. – Спб., 2010 – 35 с.
10. Родик М. А., Барамидзе A.M., Киселев Т. Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. -М: Советский спорт, 1991 - 96 с.
11. Рунова, М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре, Просвящение 2007. - 16 с.
12. Сулим Е. В., «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» ТЦ «Сфера», М 2010-250 с.
13. Фомина Н. А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. Москва:«Баласс», 2008. – 144 с