Евгений Каюсов
Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств человека.
На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.
Публикация «Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений» размещена в разделах
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. Двигательная деятельность детей в подвижной игре благотворно влияет на физическое развитие, формирует двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-родственные ощущения. Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут развивать физические качества дошкольников.
Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому для развития быстроты можно использовать игры с бегом разнообразные эстафеты: «Зайцы и волк», «Карась и щука», «Ловишки», «Мы весёлые ребята», «Парный бег»,
«Мышеловка», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Чьё звено быстрее соберётся», «Горелки», «День и ночь», «Два Мороза».
Однако не всем детям по состоянию здоровья показан быстрый бег. Поэтому игры необходимо проводить с учётом ограничения физической нагрузки по медицинским показаниям. Так, например, в игре «Найди пару в кругу» дети образуют два круга (равных по количеству). Внутренний круг - дети с ограничениями физической нагрузки. Внешний – остальные. По сигналу водящего в кругу дети начинают движение. Внутренний круг быстрой ходьбой, внешний - бегом. По сигналу водящего дети и водящий находят пару, оставшийся без пары становится водящим.
Также ограничивается нагрузку и при проведении игр - эстафет. Например, в «Эстафете с обручами, кеглями» перед командой располагаются предметы на одинаковом расстоянии друг от друга. Первыми в командах становятся дети, у которых есть ограничения нагрузок. Предлагается первым игрокам добежать до первого предмета, оббегая его вернуться в команду, а остальным до последнего. Таким образом, ребёнок участвует в игре на равных со всеми, испытывает такие же эмоции от игры, но нагрузка для организма снижена.
Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умения действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Различают два вида ловкости. Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище. Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела.
Для развития ручной ловкости используйте такие игры, как «Школа мяча» (дети в колонне по одному передают мяч над головой, с правой стороны и т. д., игры с лентами, шнурами «Кто скорее намотает шнур», «Кто скорее дойдет до середины». Так, например, в игре «Кто скорее дойдет до середины», предложить двум детям ленту, закреплённую на палочке с двух концов. Использую зрительный ориентир для обозначения середины (тесьма, ленточка). По сигналу дети одновременно начинают наматывать ленту. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины. Для развития локомоторной ловкости подойдут игры «Не попадись», «Через болото», «Поймай палку», и др., а также эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Не урони шарик» и др.
Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту и ловкость. Например, игра «Ловишка»: в первый раз учим играть, разъясняя правила игры, во второй раз - используем как средство развития быстроты (ставим задачу перед детьми – как можно быстрее убежать от «ловишки», в третий раз выдвигаем новую задачу– развитие ловкости, для этого игру проводим на ограниченной площади, выбираем 2 – 3 «ловишек».
Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. У детей дошкольного возраста опорно - двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание. Для развития гибкости используются подвижные игры:
«Циркачи», «Мостики», «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей и другие.
Игра «Передай мяч», используемая для развития быстроты и ловкости, при изменённых условиях развивает уже гибкость. Для этого дети стоят друг за другом на расстоянии одного шага и чтобы передать мяч над головой, ребёнку необходимо прогнуться назад. Игра «Змейка» проводится по такому же принципу, но первый игрок передаёт мяч над головой, а второй игрок, наклоняясь вперёд, передаёт мяч между ним.
Сила – внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком, гантели и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнёра (в парных упражнениях). Поэтому используются игры в парах на сопротивление «Кто сильнее» (два варианта: столкнуть соперника с места (игроки стоят друг против друга, упираясь ладонями, перетянуть через черту движением назад). Игра «Буйволы» с использованием верёвки или обруча. Соперники располагаются на одинаковом расстоянии от центральной линии. На некотором расстоянии от игроков ставлю стулья, кладу на них колокольчики. По сигналу ведущего игроки перетягивают соперника на свою сторону. Выигрывает тот, кто первый звонит в колокольчик. В игре «Бой баранов» игроки стараются вытолкнуть соперника из круга сидя на корточках, вытягивая руки вперёд. Развитие силовых качеств можно осуществлять и в командных играх - эстафетах. Например, использую игру «Носильщик», в которой дети должны парами перенести, удерживая гимнастическими палками набивной мяч, стараясь не уронить. Учитывая анатомо–физиологические особенности дошкольников, медицинские противопоказания, данные игры провожу не со всеми детьми, наблюдаю за состоянием ребёнка в ходе игры, подбираю детей по силе и росту партнёров.
Выносливость –это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности. Это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий. Развитие выносливости происходит при многократном повторении однообразных движений. Для этого используются подвижные игры с непрерывной двигательной деятельностью. Например, в играх «Волшебные скакалки» («Кто продержится дольше других»), «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары!» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали!» снова разбегаются по одному). В игре «Поезд» дети стоят подгруппами друг за другом – вагончики. По сигналу «Зелёный свет» двигаются по маршруту, преодолевая препятствия медленным бегом, на «жёлтый свет» - идут, на «красный свет» останавливаются и выполняют свободные движения. Игра повторяется несколько раз. Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, увеличивается продолжительность бега, не требуется быстрый темп, например, в играх «Совушка», «Лётчики» и др. В играх на развитие выносливости необходимо внимательно наблюдать за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.
При подборе игр на каждый день важно учитывать время их проведения и место в распорядке дня. Для закрепления и развития физических качеств необходимо повторять игры в течение всего года в определенной последовательности. Варьируя в соответствии с поставленными задачами, усложнять движения и правила игр.
Желаем успехов!