Ирина Князькина
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности
Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств.
Публикация «Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Двигательные качества ребенка – это отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий (например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде). Кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.
Физические качества у детей 5-6 лет, проявляются через двигательные навыки, умения, они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи:
• формирование двигательных навыков и умений;
• развитие двигательных и физических качеств;
• привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены;
• освоение специальных знаний.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу, скоростные качества (быстроту, их сочетание (скоростно силовые качества, ловкость, а также координационные способности.
Сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту, повысить потребность к двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физвоспитанию.
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.
Составлять сказки можно в любой части занятия (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений) или в процессе всего занятия. Это зависит от поставленных задач на занятии.
В процессе составления сюжета двигательных сказок, мы предлагаем детям различные образно-подражательные движения.
Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например, «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в боки.
Главная задача сказок – выделить и определить движения персонажей ( сказка Гуси Лебеди: героиня сказки может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути поиска брата, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д.). Предлагаем детям изменять характер 1-2 героев (например, что было бы, если бы на пути Аленушки встретилась скала). После того, как дети усвоят этот прием, мы предлагаем им ввести в сказку новых героев (например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки). При составлении сказок, по знакомым сюжетам, придумываем различные ситуации (старая сказка с новым концом).
У сказки может быть как хорошее, так и плохое окончание. Например, у сказки «Маша и три медведя» - плохой конец (совместно с детьми придумываем окончание сказки, а у сказки «Теремок» может быть хороший окончание и т. д. Сказка - это средство формирования интереса к двигательной активности», мы имеем в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагога. Здесь мы подразумеваем гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.
Вся работа по развитию двигательного творчества проходит в несколько этапов:
• знакомство с содержанием сказки;
• определение количество персонажей, их характеристики;
• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
• изменение сюжета сказки;
• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.
На занятиях, дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – движений сказочных героев. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке, мы предлагаем использовать рисунки или карточки-схемы.
Вместе с детьми занимаемся составлением двигательной сказки, изменяем сюжет знакомой сказки, или придумываем новую сказку. Здесь идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагаем показывать (изобразить в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается игровая ситуация, это помогает детям более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Ребенок попытается придумать варианты.
Педагог сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, владеть методами стимулирования интереса у детей. Опыт, полученный детьми при проведении нашей работы, подводит их к построению образно-пластических композиций, то есть к сочинительскому творчеству. К концу обучения дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют небольшие двигательно-игровые композиции, а мы помогаем детям в этой работе - направляем, предлагаем и корректируем новые образы, связывая их с двигательной активностью.
Хочется сказать, что составление двигательных сказок вызывает желание у детей заниматься физической культурой, создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия.
Литература :
1. Руднова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М. : Мозайка-Синтез, 2004.
2. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] : Книга для воспитателей д/сада. - М. : Просвещение, 1992.- 96с.
3. Руднова М. Формирование оптимальной двигательной активности // дошкольное воспитание. -№6-2000.
4. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. М. : Просвещение, 1972.
5. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.
6. Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. - М., 1985.
7. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.
8. Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.
9. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М. : Педагогика, 1972. – 143с.