Получи документы

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности

Ирина Князькина
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств.

Публикация «Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности» размещена в разделах

Двигательные качества ребенка – это отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий (например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде). Кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

Физические качества у детей 5-6 лет, проявляются через двигательные навыки, умения, они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи:

• формирование двигательных навыков и умений;

развитие двигательных и физических качеств;

• привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены;

• освоение специальных знаний.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу, скоростные качества (быстроту, их сочетание (скоростно силовые качества, ловкость, а также координационные способности.

Сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту, повысить потребность к двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физвоспитанию.

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.

Составлять сказки можно в любой части занятия (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений) или в процессе всего занятия. Это зависит от поставленных задач на занятии.

В процессе составления сюжета двигательных сказок, мы предлагаем детям различные образно-подражательные движения.

Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например, «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в боки.

Главная задача сказок – выделить и определить движения персонажей ( сказка Гуси Лебеди: героиня сказки может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути поиска брата, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д.). Предлагаем детям изменять характер 1-2 героев (например, что было бы, если бы на пути Аленушки встретилась скала). После того, как дети усвоят этот прием, мы предлагаем им ввести в сказку новых героев (например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки). При составлении сказок, по знакомым сюжетам, придумываем различные ситуации (старая сказка с новым концом).

У сказки может быть как хорошее, так и плохое окончание. Например, у сказки «Маша и три медведя» - плохой конец (совместно с детьми придумываем окончание сказки, а у сказки «Теремок» может быть хороший окончание и т. д. Сказка - это средство формирования интереса к двигательной активности», мы имеем в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагога. Здесь мы подразумеваем гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.

Вся работа по развитию двигательного творчества проходит в несколько этапов:

• знакомство с содержанием сказки;

• определение количество персонажей, их характеристики;

• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

• изменение сюжета сказки;

• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.

На занятиях, дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – движений сказочных героев. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке, мы предлагаем использовать рисунки или карточки-схемы.

Вместе с детьми занимаемся составлением двигательной сказки, изменяем сюжет знакомой сказки, или придумываем новую сказку. Здесь идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагаем показывать (изобразить в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается игровая ситуация, это помогает детям более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Ребенок попытается придумать варианты.

Педагог сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, владеть методами стимулирования интереса у детей. Опыт, полученный детьми при проведении нашей работы, подводит их к построению образно-пластических композиций, то есть к сочинительскому творчеству. К концу обучения дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют небольшие двигательно-игровые композиции, а мы помогаем детям в этой работе - направляем, предлагаем и корректируем новые образы, связывая их с двигательной активностью.

Хочется сказать, что составление двигательных сказок вызывает желание у детей заниматься физической культурой, создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия.

Литература :

1. Руднова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М. : Мозайка-Синтез, 2004.

2. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] : Книга для воспитателей д/сада. - М. : Просвещение, 1992.- 96с.

3. Руднова М. Формирование оптимальной двигательной активности // дошкольное воспитание. -№6-2000.

4. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. М. : Просвещение, 1972.

5. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.

6. Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. - М., 1985.

7. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.

8. Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.

9. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М. : Педагогика, 1972. – 143с.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности
Опубликовано: 21 октября 2020 в 17:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Князькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД