Анна Кондрякова
Развитие духовно-нравственных качеств у детей-инвалидов в процессе социально-психологической реабилитации
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, приоритетными направлениями реабилитации детей-инвалидов являются медицинская и образовательная деятельность. Однако при этом забывается, что этическую сущность – «человечность» тоже нужно растить. Ведь только человечность делает человека человеком, дает ему возможность быть самим собой. Это, что не позволяет ему от себя отказаться, стать нелюдимым. Таким образом, «человечность» - это прижизненно формируемая способность оставаться человеком, реализуемая в определенной деятельности и успешной социализации.
Публикация «Развитие духовно-нравственных качеств у детей-инвалидов в процессе социально-психологической реабилитации» размещена в разделах
Главное в работе психолога в работе с детьми, имеющими сложности в развитии, не допустить социальной болезни – отчуждения. В связи с этим, создание условий для формирования духовно – нравственных качеств у детей – инвалидов имеет большое значение в деле реабилитации и социализации «особых» детей.
Высокую роль духовно нравственного воспитания в развитии личности отмечали великие педагоги прошлого, подчеркивая главным образом то, что такое воспитание помогает личности лучше адаптироваться к новым условиям, а также к своему физическому дефекту.
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный
процесс, в котором создаются условия для усвоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие детей-инвалидов осуществляется в процессе социализации – в процессе формирования «способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом». (1)
Эффективность работы психолога обусловлена наличием специально разработанной комплексной программы, цель которой – способствовать выработке социально-адаптивного поведения детей-инвалидов на основе таких ценностных ориентаций как Любовь, Жизнь, Семья, Дом, Родина, Милосердие.
Основные ценности содержания программы – это:
1. Ценность мира - как общего дома для всех жителей Земли; как мирового сообщества, представленного разными национальностями; как принципа жизни на Земле.
2. Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать положительные качества.
3. Ценность любви к Родине, народу как осознанное желание служить Отечеству.
4. Дар слова как возможность получать знания, общаться.
5. Ценность природы - как осознание себя частью природного мира.
6. Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
7. Ценность добра как проявление высшей человеческой способности –
любви, сострадания и милосердия.
8. Ценность красоты внутреннего мира как совершенства, гармонии,
–«красота спасёт мир».
9. Ценность труда и творчества как стремления к созидательной деятельности,
10. Ценность свободы выбора –как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Приоритетным направлением курса занятий является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам.
Задача психолога - помочь определиться в этом мире, дать возможность почувствовать себя гражданином малой Родины, гражданином своей страны.
На занятиях используются психотехнические упражнения и приемы, направленные на решение задач развивающего комплекса. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, способствующим развитию познавательных процессов и формирование социальных навыков духовно-нравственного содержания. На занятиях идет чередование деятельности, смена физического состояния воспитанников: от интеллектуальной игры к релаксационной технике, от подвижной деятельности – к спокойной. При этом основными принципами педагогической деятельности являются системность, последовательность и дозированность знаний: упражнения даются от «простого» к «сложному», повышается уровень сложности заданий, степень самостоятельности детей. Это стимулируют собственную активность и способствует расширению возможностей воспитанников.
В конце каждого занятия дети привлекаются к осмыслению и обобщению опыта социально-адаптивных действий. Рефлексия предполагает ретроспективную оценку занятий в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось/не понравилось и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали) Дети с помощью педагога отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, давая эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.
Таким образом, работа по развитие духовно – нравственных качеств у детей – инвалидов посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям содействует комплексной психолого-коррекционной работе с детьми.
1. Н. И. Малышева Доброта спасет мир (занятия по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста, Самара, 2011, с.