Тамара Галкина
Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Модульный подход
к формированию духовно-нравственных качеств
личности дошкольника
Галкина Т. Ф. ,
воспитатель МБДОУ- комбинированного вида «Зеленогорский детский сад «Мишутка»
Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности современного общества, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к неправильному пониманию понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». Именно поэтому в российском образовании появились ряд государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих приоритет и значимость духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника» размещена в разделах
Учёные Российской академии наук А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, выполняя государственный, общественный, педагогический заказ в серии «Стандарты второго поколения» разработали и выпустили «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где отметили значимость и приоритетность духовно-нравственного воспитания для развития России в целом.
В сложившейся ситуации разработан комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, представленный в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС, где определены духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы, начиная с дошкольного возраста.
ФГОС дошкольного образования обозначил новые подходы к воспитательным технологиям как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности дошкольников в рамках духовно-нравственного воспитания.
• перестройка взглядов педагога на новое (принятие нового);
• целостность направления;
• система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
• просветительная работа среди родителей;
• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
• духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего дошкольного уклада жизни;
• интеграция усилий детсада, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
• развитие и воспитание ребенка не самими проведёнными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
Для обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания личности в рамках образовательной дошкольной организации нами выбран модульный подход. В последние десятилетия понятие “модуль” достаточно интенсивно используется для структурной организации образовательных процессов, для обеспечения качества и управления качеством современного образования.
Мы основываемся в своей педагогической практике на исследованиях Г. Оуенса, который понимал модуль как «обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие».
Модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривает выделение в дошкольной организации структурирование информации с позиции познавательной и творческой деятельности, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебных знаний по предметным областям и объединены единым требованием к уровню сформированного результата практической деятельности дошкольников.
Для более успешной реализации программы по духовно- нравственному воспитанию в организации разработаны тематические модули, где понятие «модуль» рассматривается, как специальная среда для формирования значимых духовно-нравственных качеств. Задачи каждого модуля вытекают из общей цели всей системы работы и охватывает пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.
Каждый модуль реализуются посредством организации работы внутри учреждения, с помощью зонированного пространства, а так же предусматривают широкий круг взаимодействия с социальными субъектами, специалистами и семьёй.
Подробнее остановимся на каждом модуле.
Модуль «Мини-музей»
Мини-музей – самый значимый модуль, который является центром духовно-нравственного воспитания как внутри учреждения, так и в сетевом пространстве социума. Для него выделено специальное помещение, собраны экспонаты домашней утвари, функционируют экспозиции: «История поселка», «История детского сада», районная экспозиция «Живем Крапивинской судьбой». В данном модуле дошкольники познают народную культуру и историю декоративно-прикладного творчества, пополняют знания детей о природе родного края и этносом Крапивинского района. В мини-музее проходят тематические экскурсии, основанные на национально-региональном компоненте. Здесь же организуется «живое» общение с интересными людьми. Действует «уголок» духовного воспитания, где подобранны материалы истории жизни и деятельности Серафима Саровского и Сергия Радонежского, представлен Храмовый путеводитель России и элементы христианских служб.
Основные социальные партнёры модуля : образцовый детский фольклорный коллектив «Забава» МБОУДО «Крапивинский ДДТ», этнографический центр традиционной и воинской культуры Крапивинского района «Мунгатский острог», МБОУ «Зеленогосркая СОШ», храм Владимирской Божьей матери и др.
Модуль «Зимний сад»
Данный модуль направлен на развитие у детей понимания, что природа главное богатство нашей Родины, на воспитание у дошкольников экологической культуры, заботливого отношения к природе, положительного отношение к труду.
Среди форм работы можно выделить походы (в том числе семейные, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, участие в акциях (всероссийских, областных, районных, высадка и уход за саженцами, работа в огороде, мастер-классы по уходу за растениями. Кроме этого практическая деятельность проходит внутри помещения и на территории:
Объекты, расположенные на территории детского сада
«Экологическая тропа» – знакомит с различными видами растений произрастающих в Сибири, способствует развитию осознанно-правильного отношения к природе.
«Мини-огород» – это выращивание овощей с освоением сельскохозяйственных работ от начала до урожая, развивает у детей желание добиваться положительного результата-богатого урожая.
«Цветник» – выращивание и наблюдение красоты Сибирских цветов, создает условия для развития чувства прекрасного, трудолюбия.
«Метеостанция» – это наблюдение природных явлений, количества выпавших осадков, температуры воздуха и их влияния на окружающую среду. Это развивает у детей интерес к явлениям природы, наблюдательность.
«Рябиновая алея», «Хвойный бор», уголок «Зеленый Айболит» – знакомят детей с лекарственными растениями Крапивинского района. Эти зеленые оазисы пополняет запас знаний о пользе природы для здоровье человека.
Объекты, расположенные в помещении детского сада
«Зимний сад» и уголки природы в группах, где дети в них выполняют поручения по труду в природе, проводят наблюдения, проводят опыты; организуют исследовательскую деятельность; выращивают рассаду.
Основные социальные партнёры модуля : лесхоз и лесничество Крапивинского района, юные натуралисты МБОУДО «Крапивинский ДДТ» и МБОУ «Зеленогорская СОШ», учителя биологии, специалисты управления сельского хозяйства.
Модуль «Литературная чайная»
В данном модуле идёт ознакомление дошкольников с литературными произведениями русских классиков, поэтов Кузбасса и Крапивинского р-на, писателей, в произведениях которых отражены образы Родины, духовно-нравственное направление развития человека. А также, произведения малого фольклора, сказочного, песенного, игрового.
Викторины, развлечения, выставки, экскурсии, творческие встречи, литературные чтения в чайной, способствуют духовно-нравственному развитию дошкольников. В библиотеке воскресной школы дети знакомятся с детской Библией, православными и земледельческими календарями.
Социальные партнеры модуля : библиотека пгт. Зеленогорского, школьная библиотека, библиотека воскресной школы, учителя литературы.
Модуль «Изостудия»
Модуль способствует формированию пониманию основ декоративно-прикладного искусства, знакомит дошкольников с народным творчеством и ремёслами России, развивает интерес к этническому региональному декору и храмовой живописи, дети изучают и пользуются семантикой народного орнамента России и этническими рисунками региона. Мастер-классы народных умельцев, выставки, творческие занятия, конкурсы, семейные мастерские, проходят в атмосфере и совместной деятельности, и самостоятельности, и творчества.
Социальные партнеры модуля : ИЗО-студия МБОУДО «ДДТ» в п. Крапивинский и п. Зеленогорский, МБОУДО «Детская школа искусств», «Центр детского творчества» Центрального района г. Кемерово.
Модуль «Тренажёрный зал»
Данный модуль направлен на укрепление психического и физического здоровья дошкольников с осознанием и мотивацией того, что здоровье – это главное богатство человека, ничего нет важнее здоровья. В основе модуля идёт формирование здорового образа жизни, развитие навыков координации движений, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, которые необходимы для участия в соревнованиях. В данный модуль включена бальшая серия семейных спортивных праздников и мероприятий
Социальные партнеры модуля : МБОУДО «Детская спортивная школа» пгт. Зеленогорский, спортивный зал МБОУ «Зеленогорская СОШ», тренеры-преподаватели, спортсмены-ветераны.
Данные формы работы, разработанные, организованные и реализованные в рамах модульного подхода, позволяют более эффективно выстроить деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в образовательной организации. Воспитательные и развивающие аспекты каждого модуля систематизированы, логичны, последовательны, что увеличивает воздействие на формирование личности дошкольника и его личностные характеристики. Модульность педагогической деятельности также расширяет формы и круг социального взаимодействия, создавая духовно-нравственное пространство всего социума.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ