Дворецкова Светлана Вячеславовна
Проблема формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Первоначальное становление личности начинается в семье, но целенаправленно, методически обоснованно формирование происходит в дошкольном учреждении. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, отношения, поведения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Публикация «Проблема формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
Основой нравственного развития личности является оптимальная социализация дошкольника (Е. О. Смирнова). По мнению В. П. Зинченко, Л. В. Коломийченко, B.C. Мухиной, Д. И. Фельдштейна, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Многое зависит от уровня нравственности ближайшего окружения – сверстников, педагогов и родителей, качества нравственного воспитания, характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного нравственного роста.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и условия формирования социально - нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объектом исследования является социально – нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования – педагогические условия формирования социально - нравственной воспитанности личности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс социально – нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях будет протекать успешнее, если:
- для моделирования процесса формирования нравственной воспитанности дошкольников использовать концептуальные положения исследований о компонентах нравственной воспитанности личности; принципы системного подхода, единства сознания и деятельности, субъектности и целесообразности;
- осуществлять педагогический процесс формирования нравственной воспитанности личности ребенка на основе личностно ориентированного подхода с учетом психологических механизмов развития личности детей дошкольного возраста;
-создать модель формирования нравственной воспитанности личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и выявить концептуальные основы социально - нравственного воспитания личности ребенка.
2. Создать процессуальную модель формирования социально - нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста на основе единства компонентов личности, определив ценностную, мотивационную направленность нравственной воспитанности.
3. Внедрить комплекс диагностических методов и приемов для определения уровня сформированности социально - нравственной воспитанности детей в условиях дошкольного учреждения.
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить необходимость и достаточность комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования социально - нравственной воспитанности личности ребенка дошкольного возраста.
Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как: общетеоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, изучение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, практическое моделирование педагогических ситуаций; экспериментальные: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); эмпирические: прямое и косвенное наблюдение, беседа, метод творческих задач; психодиагностические: опросники, рисуночные пробы, проективные методики, игры.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и 4 подраздела в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованных источников.