Мисриханова Зулейха
Формирование духовно-нравственных качеств детей 5–6 лет посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Мисриханова Зулейха Муршидовна
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»
Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств детей 5-6 лет посредством сказки».
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинскоий
Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является сказка.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств детей 5–6 лет посредством сказки» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Актуальность данной темы вижу в следующем, а именно: в современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее (в возрастном плане) получить нравственный навык и сформироваться как индивид.
Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?
Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы – «Формирование духовно-нравственных качеств детей 5-6 лет посредством сказки».
Формирование духовно - нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Дошкольник 5-6 лет учиться общаться, взаимодействовать с окружающими. Ребёнок в этом возрасте нуждается в ярких, интересных событиях. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.
Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Для решения этой проблемы я выбрала работу по формированию духовно-нравственных качеств детей через сказки, так как убеждена, что сказка доступна мышлению маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.
Сказки разбираем при помощи алгоритма:
Алгоритм - это строго определённая последовательность действий. Это план достижения цели состоящий из шагов. Шаги алгоритма выполняется один за другим от начала до конца.
Например: Сюжет сказки «Петушок и Бобовое зёрнышко»
1. Главный положительный герой в сказке;
2. Главный отрицательный герой
(аналогично) Главный положительный герой – курочка
2. Что хотел герой? Курочка хотела спасти петушка
3. Что мешало? Не было масло.
4. Характер
5. Средство Курочка была заботливой, доброй, отзывчивой.
Курочке помогли найти масло (хозяйюшка, кузнец, косарь, коровушка)
6. Результат Курочка спасла петушка.
7. Правило
Поспешишь людей насмешишь;
Жуй не спеша, хорошо прожёвывая пищу.
8. Вывод
Старый друг – лучше новых двух; Торопиться в жизни не годиться.
При помощи алгоритма сказки мы разбираем со средней группы.
В старшей группе усложнили и разбираем сказки используя Морфологическую таблицу и Системный оператор.
На Морфологической таблице рассматриваем отдельные схемы из алгоритма: это может быть характер героя, средства, при помощи которых герой достигал цели, действия героя.
(Г+) (характер)
(По другим схемам из алгоритма) (Г-) (характер)
Вывод, сказки совет
«Золотая рыбка» старик
Трудолюбивый, добрый, терпеливый, Старуха
Жадная, завистливая, вредная «Много хочешь – мало получишь)
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Жадность всему горю начало»
«Морозко» Падчерица
Терпеливая
Работящая
Добрая
Исполнительная Мачеха
Завистливая
Злая
Без жалостная
Жестокая Терпение всё преодолеет
Зависть сохнет по чужому счастью
«Заюшкина избушка» Заяц
Добрый
Жалостный
Доверчивый
Лиса
Хитрая
Коварная
Чему учит
Добру
Справедливости
Помогать друзьям
Не обижать слабых, не обманывать.
На Системном операторе рассматриваем конкретную ситуацию. На примере мы разобрали сказку Гуси лебеди. Взяли ситуацию: «Алёнушка обнаружила пропажу брата».
Пошла на полянку играть с девочками. Под окном у дома
В лесу, в поле, у речки
Оставила брата на травке без присмотра Алёнушка
Обнаружила пропажу брата Ёжик, речка, яблоня, печка
Легкомысленная, (ушла играть с другими детьми)
Безответственная, думала о себе, (посадила братца на травку у дома) – не подумала, что кто то может его обидеть
Ненадёжная, забывчивая (о просьбе родителей) не заботилась о брате, ослушалась родителей. Расстроилась, испугалась,
Огорчилась, опечалилась,
(ей доверили младшего брата, а она не выполнила доверия, и ей надо ситуацию исправлять) Решительная, догадливая,
Храбрая, смелая, Находчивая, бесстрашная
благодарная, отзывчивая.
1. Ситуация Алёна обнаружила пропажу брата.
2. Место, где происходит события.
3. Какие чувства испытывает Алёнушка, обнаружив пропажу брата.
4. Что предшествовало этой ситуации.
5. Место, где разворачивается ситуация.
6. Какие чувства испытывает Алёнушка, заигравшись с подружками.
7. Кто будет помогать исправлять ситуацию?
8. Место, где происходит события.
9. Какие чувства испытывает Алёнушка, в поисках брата.
Я считаю, что работая со сказками, у детей сформировался достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т. п.).
Дети стараются проявлять заботу о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Продолжают формироваться такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Обогатился словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Формируется умение отстаивать свои поступки и поступки других людей.
Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников оказывает сильное воздействие на процесс нравственных представлений, создает реальные психологические условия для социальной адаптации ребенка.