Разуваева Наталья
Развитие диалоговой речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мультипликационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из самых важных психических функций в жизни человека. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с его развитием, как умственным, так и физическим. Диалогическая форма общения наиболее значима для дошкольников и является естественной средой развития личности. В связи с недостаточным владением диалогической речью, дети с общим недоразвитием речи не умеют задавать правильно построенные вопросы, адекватно на них отвечать, а также затрудняются своевременно вступать в диалог. Им трудно делать выводы в конце бесед, правильно излагать свои мысли, четко и точно формулировать высказывание. Такие дети часто перебивают собеседника, не контролируют жесты, мимику и позу в процессе беседы, не учитывают нормы речевого общения.
Публикация «Развитие диалоговой речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мультипликационных технологий» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обучение диалогической речи детей с общим недоразвитием речи осложняется тем, что они быстро пресыщаются часто используемыми пособиями, приемами и методами, теряют к ним интерес и желание заниматься. Следовательно, необходимо так организовать логопедический процесс, чтобы ребенок захотел активно и с увлечением работать на занятии. Это условие может быть достигнуто сменой видов деятельности, использованием различных технологий, включающих в себя наглядные и практические методы. Решением данной проблемы может быть применение в качестве средства развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи мультипликационных технологий. Поскольку в них сочетается богатый комплекс таких изобразительно-выразительных приемов, как создание художественного образа, его динамика, язык цвета, музыка, мимика, движения, которые доступны пониманию дошкольника и могут быть дополнительным стимулом для развития диалоговой ребенка.
При работе с использованием мультипликационных технологий у детей вырабатывается умение объединяться для достижения общих целей, договариваться и распределять между собой работу. Все это побуждает к активной речевой диалоговой деятельности. Поскольку в речевом партнерстве формируются равные отношения между педагогом и ребенком, то разрушается психологический барьер и создается максимально благоприятная ситуация для высказывания детьми своих представлений, замыслов, идей, что является естественными условиями для реализации и совершенствования диалоговой речи.
В процессе применения мульттехнологий можно выделить два направления пассивное и активное.
Пассивное направление включает процесс просмотра и обсуждения мультфильмов.
К выбору мультфильмов предъявляется ряд требований, они как правило должны быть отечественного производства, предпочтение отдается кинопродукции для детей, созданные в XX в., которая отвечает самым высоким требованиям и не вызывает вопросы и сомнения в целесообразности их применения. Хотя некоторые мультфильмы настоящего времени могут применятся в работе учителя-логопеда, но целесообразность их использования должна быть хорошо взвешена логопедом, поскольку современные мультфильмы, чаще всего носят развлекательный характер, и главный герой может является отрицательным персонажем. Запрещается использовать мультфильмы, содержащие сцены зла, и насилия.
Наиболее эффективно зарекомендовали следующие приемы мульттехнологий : установление последовательности с использованием кадров из мультфильмов, составление опорных картинок и рисуночных планов к просмотренным мультфильмам, подбор предметных картинок к отдельному эпизоду мультфильма, восстановление последовательности сюжета, поиска лишних слайдов, восстановление сюжета мультфильма в соответствии с логикой протекания событий, отбор тех картинок, которые иллюстрируют содержание данного мультфильма, проведение беседы по содержанию и предположению дальнейших событий, придумывание названий мультфильмов; составление рассказа от лица героев мультфильма, озвучивание диалогов, ответы на вопросы мультгероев.
Активное направление применения мульттехнологий включает в себя создание мульфильмов, соблюдая все этапы работы: подготовительный (знакомство с профессиями, подбор темы и техники исполнения, основной (сочинение сказки (сценарий, создание декораций и персонажей, съемка сцен, озвучивание (распределение ролей, монтаж фильма, заключительный (просмотр мультфильма, обсуждение).
Во время съёмки персонажи оживают и начинают двигаться с помощью аниматоров, которые создают маленькие движения персонажей. В этот момент ребёнку нужна огромная сила воли для того, чтобы постепенно передвигать героя, менять фон и ничего не сдвинуть в процессе съемки, поскольку от этого зависит качество будущего мультфильма.
Для детской анимации можно использовать 12 кадров в секунду, а для начинающих мультипликаторов достаточно будет и 6., главное правило плавность движения. После съемки всех сюжетных линий, переходим к монтированию мультфильма.
Монтаж осуществляет в видеоредакторе «Movavi». Работу в данной программе ребенок дошкольного возраста выполнить не сможет, поэтому монтаж мультфильма осуществляет учитель логопед.
Весь процесс создания мультфильма, все его этапы сопровождаются диалоговой речью, которая таким образом улучшается и обогащается новыми словами, терминами.
Поскольку мультипликация увлекательный, но в тоже время сложный процесс, чтобы ребенок не потерял интерес к данному виду деятельности, нами использовались упражнения на снятие напряжения, уменьшении агрессивности и страхов. Детям предлагалось нарисовать свой страх (злость, который становился при помощи мультипликации все меньше и меньше пока не исчезал совсем.
После монтажа мультфильма, мультфильм озвучивается детьми, а в завершении работы предлагается насладиться совместным творчеством и продемонстрировать мультфильм родителям и другим детям детского сада. Это способствует созданию ситуации успеха каждого ребенка, которая способна творить чудеса и позволяет усилить желание ребенка двигаться вперед.