Елена Жестовская
Развитие диалогической речи детей в процессе общения со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Публикация «Развитие диалогической речи детей в процессе общения со взрослыми» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети дошкольного возраста испытывают трудности в освоении диалогической формы речи : они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками, мало рассуждают, не умеют аргументировать свои высказывания, не умеют длительно поддерживать разговор, недостаточно инициативны. Речь малышей ситуативна, они только начинают овладевать способами налаживания диалогического взаимодействия со взрослыми.
Вместе с тем, развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
В исследованиях А. Арушановой [1,2], Е. Рычаговой [1], Н. Дуровой [1] и других показано, что диалогу надо учить. В связи с этим, программа детского сада предусматривает обучение диа-логической речи. Однако при достаточной теоретической разработанности методики обучения детей связной речи методика обучения диалогу разработана недостаточно. Это обусловливает актуальность исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в общении со взрослым.
В основу исследования была положена гипотеза согласно которой развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в общении со взрослым будет проходить эффективнее при следующих условиях: использование разнообразных форм работы (бесед познавательного характера, чтения и обсуждения художественной литературы, рассматривания и обсуждения картин, сеансов активизирующего общения, подвижных игр); развитие всех сторон речи (лексической, грамматической, звуковой) в единстве с развитием диалогической речи; установление личностных контактов взрослого с детьми и детей друг с другом.
На констатирующем этапе эксперимента выявили, что у 70% обследуемых дошкольников низкий уровень развития диалогической речи, у 30% – средний, высокий – не обнаружен. Малыши не всегда умеют вступать в диалог со взрослыми, не дослушивают вопросы до конца, отвечают на них немногословно, не всегда учитывая содержание вопроса, перебивают друг друга и воспитателя, не умеют пользоваться правилами речевого этикета.
Полученные данные обусловили необходимость организации формирующего этапа эксперимента, направленного на апробацию комплекса мероприятий по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослым.
При составлении комплекса мероприятий учитывали важность целостного подхода к организации этого процесса, т. к. с одной стороны, полноценный диалог невозможен без диалогических, партнерских отношений, без инициативной и активной ответной позиции, а с другой, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи. В связи с этим комплекс мероприятий по развитию диалогической речи включал : беседы познавательного характера, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, сеансы активизирующего общения, подвижные игры. При разработке содержания были использованы материалы педагогических исследований В. В. Гербовой [3], О. С. Ушаковой [5], А. Г. Арушановой [1,2], Е. О. Смирновой [4].
Хорошо зарекомендовали себя в познавательных беседах следующие приемы развития диалогической речи : показ предметов, их свойств, качеств, действий, объяснение; вопросы к детям, прием «Скажи-повтори», игровые приемы, различные виды наглядности (картинки, предметы, игрушки и т. д., которые заинтересовывали малышей, побуждали их к активным речевым проявлениям. Сначала педагог показывала и объясняла ребятам новый материал, а потом обращалась к ним с вопросами, позволяющими выяснить, насколько младшие дошкольники усвоили материал, могут ли они использовать новую лексику в своей речи. Таким образом, между педагогом и детьми завязывался разговор, который формировал у детей умение слушать взрослого, отвечать на вопросы, используя новую лексику.
После чтения художественной литературы беседовали с детьми о прочитанном, учили слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с прочитанным художественным текстом. Приучали не перебивать других, слушать не только вопрос взрослого, но и ответы других, ждать своей очереди для ответа.
Работа по развитию диалогической речи в связи с рассматриванием и обсуждением картин проводилась так: организовывали рассматривание картин, беседовали по ее содержанию, а затем предлагали рассказ, в котором обобщали все, что было сказано детьми при рассматривании. Уделяли внимание развитию диалогических умений : учили отвечать на вопрос, не отвлекаясь на собственные воспоминания, а ориентируясь на увиденное.
В процессе проведения «сеансов активизирующего общения», предложенных А. Г. Арушановой [2], в отличие от бесед познавательного содержания, в меньшей степени предлагали ребятам познавательную информацию, а активизировали те знания, которые уже были сформированы в других видах деятельности, совершенствовали диалогическую речь, разыгрывали ситуации, формирующие культуру общения детей со взрослыми и сверстниками. Содержание проводимой работы представлено на ваших столах.
В экспериментальной работе были использованы подвижные игры, развивающие общение младших дошкольников, рекомендованные Е. О. Смирновой [4]. Они помогали завоевать симпатии детей, их доверие, делали ребенка открытым для различных контактов со взрослым. Такая открытость создавала важные предпосылки для развития диалогической речи.
Эффективность работы, проводимой на формирующем этапе эксперимента, была подтверждена результатами контрольного среза.
На контрольном срезе ответы малышей стали более распространенными. Увеличилась речевая активность и самостоятельность ребят при рассматривании картинок и в ходе беседы по художественным текстам. В повседневной жизни младшие дошкольники стали чаще вступать в общение со взрослым по собственной инициативе, стали пользоваться диалогической речью в сюжетно-ролевых играх, причем было заметно влияние проводимой на формирующем этапе работы. В организованной образовательной деятельности малыши стали активнее отвечать на вопросы взрослого, стали более внимательными к собеседнику, терпеливыми в ожидании своей очереди для высказывания в коллективном диалоге, старались не перебивать друг друга.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформулированные в начале исследования педагогические условия развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста могут способствовать повышению эффективности работы детской дошкольной организации и использоваться на практике.