МААМ-картинки

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия

Ольга Михеева
Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы

Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Диалогическая речь старших дошкольников с ОНР III уровня характеризуется следующими особенностями: сообщения, в большинстве случаев, имеют вид озвучивания детьми собственных действий и намерений. Реплики партнеров не требуют реакции собеседника. Диалоги дошкольников с ОНР III уровня отличаются непродуктивностью. Преобладают вопросы общего типа, требующие односложных и невербальных ответов и вопросительно-побудительных конструкций. Построение вопросов и ответов отличается стереотипностью, что делает диалоги непродолжительными.

Публикация «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия» размещена в разделах

Успешному обучению диалогу со сверстниками способствуют дидактические игры парного взаимодействия. В этих играх параллельно решаются две задачи: лингвистическая и коммуникативная.

Дидактические игры парами включают в себя два компонента: предметно-содержательный и коммуникативный. Предметным содержанием игр парами может служить любая задача лексико-грамматического, фонетического плана (формирование обобщающих наименований, освоение грамматических форм, развитие фонематического слуха и др.). Коммуникативное содержание реализуется в процессе воспитания «диалогических отношений», особенно через соблюдение правил: не повторять то, что уже сказано, дополнять высказывания партнера (игры «Какой, какая, какое», «Найди больше» и другие).

Формированию умения детей задавать вопросы способствует проговаривание скороговорок. Дети произносят скороговорку, выделяя голосом с вопросительной интонацией каждый раз новое слово. Например: «У реки росла рябина?» (У реки.) «У реки росла рябина?» (Рябина.)

Главная цель дидактических игр парного взаимодействия – добиться, чтобы ребенок начал аргументировать свои высказывания, рассуждать («Небылицы», «Бывает – не бывает»).

В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др., а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Парное взаимодействие можно организовать в процессе фронтального занятия (игра с мячом «Закончи предложение»). Эффективной является игра «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок загадывает предмет, а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

В дидактических играх парного взаимодействия дети учатся образовывать слова, изменять их, согласовывать в предложении, подбирать обобщающие наименования, многозначные слова и др. И одновременно – учатся ориентироваться на партнера, соблюдать очередность игровых и речевых действий, инициативно высказываться, обращаться друг к другу с вопросами, побуждениями, комментариями, аргументировать свое мнение.

Примеры дидактических игр парного взаимодействия

Игра «Найди пару»

На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4, а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, педагог требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).

Игра «Телефон»

Взрослый достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем жё его спрашивает, например, заведующая детским садом. Взрослый громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:

- Я веду занятие. (Что вы делаете)

- Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются)

- Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом)

- Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак) и др.

Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о весёлом лете. Каждый ребёнок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.

Игра «Сказочный зверь»

Взрослый рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Игра «Расскажу – не покажу»

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т. д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

Игра "Чего не стало?"

Логопед предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Раскладывает картинки. Вместе их называют.

- Запомните картинки. Закройте глаза. Чего не стало? (Тапочек.) Снова закройте глаза. Чего не стало? (Оленей.)

- Теперь играйте сами. Маша прячет, а Даша отгадывает. А теперь Даша прячет, а Маша отгадывает. И так по очереди.

По ходу игры в случае необходимости логопед подсказывает очередность действий, правильную грамматическую форму слова.

Игра "Послушай мое слово и нарисуй"

Логопед говорит:

- Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое, и нарисуйте.

- Ручка. Представили себе разные ручки? Нарисуйте.

Дети вспоминают разные предметы, рисуют, комментируют свои рисунки. Во время работы дети свободно переговариваются.

Когда рисунки закончены, логопед предлагает рассказать, какие ручки дети нарисовали.

Аналогично проводится рисование предметов у слову ножка (на другом листе бумаги).

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

2. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога. 5-7 лет: Книга для воспитателей/Под ред. А. Г. Арушановой. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 186 с.

3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1985. – 176 с.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1989. – 216 с.

Публикации по теме:

Особенности формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ОНР в процессе логопедической работы Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г.

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» В диалогической речи развиваются умения необходимые.

Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь.

Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года) 1.1 Понятие «диалогическая речь».

Курсовая работа «Развитие диалогической речи младшего дошкольного возраста» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» На тему: Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного.

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня При нарушении развития произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняв развернутой.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Возможности логоритмики в развитии произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики. Большой вклад в совершенствование логоритмического.

Опыт работы «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Выступление на педагогическом совете №3 «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия
Опубликовано: 2 октября 2019 в 20:27
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД