Иванс Анна
Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года)
1.1 Понятие «диалогическая речь» в исследованиях отечественных ученых
Под диалогом мы понимаем – не просто бытовой ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид личностного взаимодействия, содержательного общения[5, с. 54], а диалогическая речь — (от греч. : беседа, разговор двоих) подразумевает форму (тип) речи, состоящую из обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта [6, с. 504].
Публикация «Курсовая работа „Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Средняя группа
- Темочки
Развитию диалогической речи прямо или косвенно уделяли внимание многие педагоги, изучающие самые разные стороны воспитания дошкольников.
Ян Амос Коменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а после трех – учить ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулировать умозаключения [14, с. 133].
Диалог взрослого с ребенком подразумевался и в системе воспитания Жан-Жака Руссо, воспитании, он подчеркивал, что не надо торопить ребенка отвечать на вопрос, если он не знает ответа. Лучше всего задать вопрос иначе, чтобы путем аналогий подвести ребенка к ответу. Важно помнить при этом о мотивах, побуждающих ребенка говорить [36, с. 89].
В работах И. Г. Песталоцци разговор матери с детьми рассматривается как важное средство развития речи ребенка. К способам развития речи детей он относил и рекомендуемые им речевые упражнения, которые выполнялись на основе чередования реплик материи ребенка, а задания матери носили характер вопросов, на которые отвечал ребенок[36, с. 91].
Предусматривалось проведение ежедневных бесед директрисы с детьми и в системе М. Монтессори. Назначение бесед М. Монтессори видела в том, чтобы дети осознавали свои достижения и учились вести разговор на близкие им темы [36, с. 176].
А. Г. Рузской отмечал, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами[36, с. 190].
Л. В. Щерба отмечал, что своё бытие язык находит в диалоге, потому как монолог есть искусственная языковая форма [37, с. 67].
Ж. Пиаже утверждал, что именно в споре происходит осмысливание логических правил и значение дедуктивных рассуждений, потому диалоги дошкольников необходимо углубленно изучать [22, с. 74].
Ф. А. Сохин считал, что диалог есть первая школа овладения речью [30, с. 284].
Наиболее конкретные предложения по развитию диалогической речи дошкольников сложились в педагогическом наследии создательницы отечественной методики развития речи Е. И. Тихеевой. В работах Е. И. Тихеевой подчеркивалось, что беседа «должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного» [32, с. 179].
Е. А. Флерина считала, что вопросы развития разговорной (диалогической) речи ценны тем, что она лингвистически точно определяет содержание работы. К четырем годам, по мнению Флериной, ребенка нужно учить формулировать: вопросы и простые ответы; несложные поручения;
сообщать о виденном (о том, что он делал дома, что видел на улице) [35,c. 228].
Новое поколение программ дошкольного образования внесло изменения в процесс определения содержания работы по развитию диалогической речи у детей.
Программа «Радуга» предусматривает развитие не только умений задавать вопросы и отвечать на них, но и умений «делиться впечатлениями» [25, с. 54], «делиться наблюдениями и переживаниями» [25, c. 62]. Программа советует воспитателям второй младшей группы «подсказывать разнообразные формы обращений детей друг к другу» [25, c. 78]. Такая постановка задач уже позволяет уйти от ущербной «вопросно-ответной» формы диалога и рассматривать его как форму речи, характеризующуюся разнообразием инициативных и ответных реплик. В старшей группе программа предлагает учить детей высказывать свою точку зрения, сопоставлять ее с точкой зрения педагога, поддерживать беседу в разнообразных ситуациях, нестандартные по оформлению высказывания и т. д. [25, c. 113-114]. Достижением программы «Радуга» можно рассматривать и то, что обучение речевому этикету, включается как одна из задач развития диалогической речи.
Вышедшая в 1995 году программа «Детство» и ее переизданные варианты также представили уточненное содержание работы по развитию диалогической речи. В данной программе, начиная с третьего года жизни, предусматривается развитие умений детей «задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, выражать элементарные формы побуждения» [23, c. 49]. Поскольку инициативные реплики (вопросы, сообщения и побуждения) адресуются не только взрослым, но и сверстникам, то ясно, что при такой постановке задач предполагается, что дети параллельно будут учиться и соответствующим ответным репликам.
Наряду с этим, «Детство» включает освоение правил ведения диалога :
- использование дружелюбного, спокойного тона общения (с I младшей группы);
- в общем разговоре слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаться от темы беседы (со II младшей группы);
- проявлять внимание к ответам товарищей, говорить по очереди (со средней группы);
- исправлять ошибочные суждения товарищей, не ущемляя их достоинств (в старшем дошкольном возрасте).
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника.
1.2 Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. На протяжении дошкольного возраста диалогическая речь претерпевает существенные изменения. В раннем детстве речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Общение ребёнка носит ситуативный диалогический характер, так как его деятельность в этом возрасте осуществляется совместно с взрослыми или с их помощью.
Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама - Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста :
- у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты;
- многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
- диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
- структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства, реплики краткие, содержат лишь ту информацию, которую запрашивал собеседник;
- в диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики.
А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь [16, с. 167]. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.
Л. А. Пеньевская, чьё исследование было посвящено особенностям общения дошкольников с взрослыми, отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает, чем младше ребёнок, тем больше его инициатива в общении с взрослым связана с активностью последнего[20, с. 84]. Л. А. Пеньевская исследовала, как изменяется отношение к беседе с взрослым у детей дошкольного возраста. Для детей двух – трёх лет гораздо интереснее разговаривать с взрослым, чем прослушивать сказку. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе стараются поддержать разговор в меру своих возможностей. Дети трёх – четырёх лет начинают беседу с интересом, но после 2-3 вопросов начинают отворачиваться, ёрзать на стуле, а потом и вовсе заявляют:
«Я не умею так, я не хочу в это играть». И чем старше становиться ребенок, тем больше появляются инициативные обращения к взрослому.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский и др., считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка с взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.
Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения ( например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т. д.).
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать свои просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Поэтому умение общаться со сверстниками диалогически - весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвитии. Особенно важно формировать коммуникативно-речевые умения. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вести себя с учетом ситуации общения, пользоваться разнообразными языковыми средствами и т. д.