Иванс Анна
Курсовая работа «Развитие диалогической речи младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей»
На тему: Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста”
Студент 3 курса, группы № ВЗ - 1323
Иванс Анна Викторовна
Специальность: Дошкольное образование
Руководитель: Соколова Екатерина Борисовна
Публикация «Курсовая работа „Развитие диалогической речи младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Средняя группа
- Темочки
Калининград 2019г.
Оглавление
Введение … 3
Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста…. …. 6
1.1 Понятие «Диалогическая речь» в исследованиях отечественных ученых…6
1.2 Особенности формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста…. 11
1.3 Беседа - как ведущий метод формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста …. 15
Глава II. Методические аспекты формирования диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста …. 22
2.1 Диагностика уровня развития детей младшего дошкольного возраста…22
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий по развитию диалогического общения детей младшего дошкольного возраста. …30
2.3 Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста…. 33
Заключение…. …. …. 37 Список используемых источников…. 39
Приложение…41
Введение
Проблема формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста является актуальной в дошкольной педагогике и психологии. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение [31, с. 142].
Качества личности ребёнка формируются через общение, основной формой которого является диалогическая речь. В методике долгое время обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Специальные исследования и практика позволяют прийти к выводу, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются у них самостоятельно, а только под влиянием и с помощью взрослого. К таким умениям относятся, например: умение вести диалог; умение слушать и понимать обращённую к нему речь; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение отвечать на вопросы и спрашивать самому; умение объяснять; умение пользоваться разнообразными языковыми средствами; умение вести себя с учётом ситуации общения. Очень важно и то, что при формировании диалогической речи, развиваются такие умения, которые необходимы для более сложной формы общения – монолога.
Ф. А. Сохин говорил о том, что монолог зарождается в недрах диалога [30, с. 354]. Именно в младшем дошкольном возрасте нужно добиваться того, чтобы малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми; выражал свои просьбы словами; понятно отвечал на вопросы взрослых; подсказывать ему поводы для разговора с другими детьми, а так же следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями; рассказывать о том, что сделал, как играл; формировать привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (например, здороваться, прощаться); поощрять попытки ребёнка задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Исходя из вышесказанного, мы сочли целесообразным изложить проблему исследования, которая заключается в выявлении оптимальных педагогических условий способствующих развитию диалогической речи младших дошкольников.
Цель работы – изучить наиболее эффективные условия для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект работы – диалогическая речь детей младшего дошкольного возраста.
Предмет работы – развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать такое понятие как «диалогическая речь» в исследованиях отечественных ученых;
2. Изучить особенности формирования диалогической речи детей на разных возрастных этапах;
3. Выявить и проверить путем эмпирического исследования уровень сформированности диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста для родителей.
Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.